Логопедические сказки. Артикуляционные сказки для детей дошкольного возраста

  • 26.04.2024

ПРОЕКТ

«Логопедические сказки»

1.Введение

«Сказка – это зернышко,

из которого прорастёт

эмоциональная оценка

ребенком жизненных явлений»

В.А. Сухомлинский

Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В нем прописаны условия и программы развития, которые учитывают разнообразие дошкольников. Стандарт ДО даст возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.

Реализуя приоритетные направления федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, нам, как представителям молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Инновационные технологии, применяемые нами в логопедической практике, а именно сказкотерапия, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО, служат эффективным дополнением формирования звуковой культуры речи дошкольников и являются актуальными на сегодняшний день.

Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного развития личности человека. В настоящее время в дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. Одним из важнейших качеств является звукопроизношение. Известно, что работа над звукопроизношением для дошколят - это тяжелый труд.

Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Развитие речи посредством сказкотерапии будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.

Проект «Логопедические сказки» стал одним из важнейших компонентов в организации непрерывной образовательной деятельности в нашей группе. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

2. Цель: Коррекция звукопроизношения и развитие речи детей старшей логопедической группы, через использование логопедических сказок и сказкотерапии.

Задачи:

    Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через сказку.

    Развивать связную речь детей.

    Совершенствовать: лексико – грамматические средства языка; звуковую сторону речи в сфере звукопроизношения, восприятия и выразительности.

    Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, развивать сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

    Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

    Развивать речевые и творческие способности детей.

    Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

    Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.

    Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.

    Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Методы реализации проекта

1.Наглядно-действенный метод:

Рассматривание книжных иллюстраций;

Проведение дидактических, подвижных игр;

Чтение педагогом художественной литературы;

Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

2.Словесно-образный метод:

Чтение сказок с последующей драматизацией;

Консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.

Беседы;

Ответы на вопросы педагога, детей;

Проведение разнообразных игр;

Сообщения дополнительного материала воспитателем;

3.Практический метод:

Автоматизация звуков в самостоятельной речи

Организация продуктивной деятельности: сочинение сказок, рисование иллюстраций к сказкам;

Изготовление персонажей к сказкам для настольного театра;

Оформление книги по сказкам и рисункам детей.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

    Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи;

    совершенствование звуковой стороны речи;

    успешное овладение грамотной и связной речью;

    овладение навыками выразительной, правильной речи;

    развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через сказку (театрализованную деятельность);

    усиление интереса к занятиям.

У родителей :

    Участие вместе с детьми в составлении логопедических сказок

    активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества

    повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

    Гордость за участие родителей в совместном проекте.

У педагогов:

    Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи.

    разработка методического и практического материала по проекту.

3. Теоретическое обоснование проекта

Сказкотерапия - это форма познания и лечения души. Благодаря сказкотерапии у человека формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же человек освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль.

Гришина И.И и Дальхеева А.М. рассматривали влияния сказкотерапии на формирование самодостаточной личности в детском возрасте. При знакомстве со сказкой ребенок попадает в виртуальный мир, который не соприкасается с действительностью. Мир сказок, по их мнению, наполнен разнообразными событиями и ситуаниями, и когда ребенок сталкивается с подобными ситуациями в жизни, он способен найти решение возникшей проблемы. Сказка формирует у ребенка способность самостоятельно принимать решения (1).

Изучение сказок начинается с XVII века, когда возникает научный интерес к этому жанру, особенно в области филологии, этнологии, истории. Одним из первых ученых, увидевших в сказках отражение истории и быта русского народа и заговоривших об их ценности, был историк В. Н. Татищев. Интерес к сказкам проявили и многие писатели XVIII и XIX вв., которые видели в них отражение «души русского народа». Они не только находили в сказке отголоски старины, но и понимали их жизненное значение. Белинский особенно высоко ценил сатирические сказки, которые, по его мнению, были весьма важны для изучения народных понятий, взглядов и языка (4).

К анализу сказок обращались в своем творчестве как зарубежные, так и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Гарден, А. Менегетти (3), Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, и др. Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым (6), Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер.

Но не так давно возникла сказкотерапия как самостоятельное направление в практической психологии, и сразу же приобрела огромную популярность (8). В научном мире сказкотерапия существует только12 лет. Попытки исследовать сказки, взглянуть на них под непривычным углом, увидеть нечто скрытое, совершенно нереальное на первый взгляд, предпринимались учеными не один раз. Педагоги-психологи говорят, что сказки вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых.

Для ребенка сказочная история является проводником во «взрослую» жизнь с ее порой жесткими нравственными законами; сказочные события становятся первой «школой жизни», а поступки героев – мерой добра и зла и путеводной нитью, выводящей на самостоятельность принятия решений (3). В этих сложных процессах формирования личности форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Сказка учит ребенка не только понимать ситуацию, но и поступать определенным образом, благодаря решению сказочных ситуаций ребенок получает интуитивные критерии выбора и свободу действия (4).

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому учителю-логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.
Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.
На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева(10), Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.
К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Логосказки могут использовать учителя-логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.

Существуют следующие виды логосказок :
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Также выделяют:
1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева) (10):
- Артикуляционные.
- Фонетические.
- Сказки по обучению грамоте.
2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко), (11):
- Пальчиковые.
3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)
- Лексико-грамматические.
4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).
- Сказки, способствующие формированию связной речи.

4. Содержание проекта

Этапы реализации проекта:

I этап подготовительный - организационная работа

II этап основной – действия по реализации проекта

III этап заключительный – подведение итогов, анализ ожидаемого результата реализации проекта

IV презентация проекта – Итоговое мероприятие, театрализация мини – сказки, составленной детьми с учителем-логопедом.

Подготовительный этап:

Обследование речи детей дошкольного возраста.

Определение темы проекта.

Намечается план движения к поставленной цели, которая обсуждается с детьми и родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, дополнение задач детьми. Дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры, что способствует возникновению мотивации к творческой деятельности.

Ознакомление с литературой по теме «Воспитание сказкой».

Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.

Подготовка консультаций, мастер-классов для родителей и педагогов

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка

необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Основной этап

Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

Проведение занятий, бесед с детьми.

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Оформление выставок рисунков детей.

Подготовка и проведение мастер-класса для родителей.

Объявление конкурса логопедических сказок для родителей и их детей.

Пути реализации проекта:

- Оформление и пополнение центра книги сказками.

Рисование иллюстраций к сказкам.

Организация выставки рисунков.

Инсценировки, театральные постановки, игры – драматизации.

Привлечение родителей к работе над проектом.

Создание книги сказок.

Заключительный этап

Итоговое мероприятие, театрализация мини – сказки, составленной детьми с учителем-логопедом.

Подведение итогов конкурса семейных сказок. (Вручение дипломов).

Презентация книги сказок.

- Презентация проекта «Логопедические сказки» для учителей-логопедов Поронайского района и педагогов МБДОУ .

5.Практическая значимость

Практическая значимость проекта заключается в том , что предложенная система применения логопедических сказок, сказкотерапии в коррекционно- логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Проект позволяет сформировать у детей навыки публичного выступления, придает уверенность в своих силах, повышает личностный статус ребенка в группе. Способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Такая форма взаимодействия с родителями делает их активными участниками образовательного процесса (требования ФГОС ДО по взаимодействию Организации с родителями) и приводит к положительному разрешению поставленных задач.

Степень применения проекта:

Презентация проекта в детском саду;

Расширение проекта, добавление новых сказок по различным звукам, новых форм работы;

Возможность использования проекта в подготовительной, старшей, возможно, средней группах различных ДОУ;

Участие в муниципальном конкурсе инновационных проектов;

Размещение на электронном портфолио MAAM . RU

6. Результативность:

Дети успешно овладели грамотной и связной речью.

Улучшилось звукопроизношение.

Появился интерес к занятиям.

Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».

Распространение опыта:

    презентация проекта на методическом объединении учителей-логопедов района;

    участие в муниципальном конкурсе инновационных проектов.

    размещение на электронном портфолио MAAM . RU

Продукт проекта: «Кига логопедических сказок»

Востребованность проекта: проект может быть использован в условиях детских садов, школ, логопунктов.

Возможные риски и компенсационные меры по их устранению:

1. Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути преодоления: Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

2. Непостоянство состава детей в течение непрерывной образовательной деятельности.

Пути преодоления: Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели.

7.Финансово-экономическое обоснование затрат на реализацию Проекта

Использование внебюджетных средств:

Личные средства.

Логопедические сказки-помощницы в коррекционном обучении детей

Известно, что дети с удовольствием слушают сказки. Они грустят и радуются вместе с их героями, с интересом следят за сюжетом, эмоционально реагируют на неожиданные повороты во взаимоотношениях персонажей. Возможности логопедических сказок при условии творческого подхода к ним настолько велики, что позволяют предлагать занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Логопедической называют сказку, текст которой максимально насыщен определенными одинаковыми (невыговариваемыми) звуками либо необходимостью совершать желаемые тренировочные движения органами речи.

Логопедические сказки оказывают помощь в работе с детьми, испытывающим трудности в речевом развитии. Они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, памяти, воображения. Материалы логопедов являются сильным коррекционным средством для любого ребёнка, происходит позитивное воздействие на личность в целом.

Логопедические сказки можно использовать достаточно широко: логопедам – на этапе автоматизации и дифференциации звуков, учителям начальной школы – на уроках чтения и развития речи; родителям – для домашней работы с детьми, посещающими логопедические занятия.

Каждая сказка нацелена на отработку определенного звука или группы звуков. Чтение сказок, беседу по их содержанию и выполнение заданий целесообразно сопровождать пальчиковым театром или заготовками-персонажами (лучше, если дети изготовят игрушки сами). Сказки должны быть небольшими по объёму и простыми по содержанию, чтобы ребёнок не испытывал затруднений в понимании их содержании и пересказе.

Читая сказку, можно предложить детям (хлопок, поднятие карточки) обозначить названный звук, это способствует развитию дифференциации звуков на слух, а также проводить звуковой анализ и синтез слов.

Занятие с применением логопедической сказки происходит примерно по такой схеме:

Подготавливаются персонажи для сказки (в виде картинок, фигурок);

Взрослый читает сказку;

В процессе её прочтения ребёнок выкладывает так называемую модель – выбирает персонажей, раскладывает их на столе в желаемом порядке и взаимосоответствии;

Взрослый беседует с ребёнком согласно содержанию сказки в виде вопросов-ответов;

Взрослый с помощью заготовок-персонажей моделирует ситуации из сказки, а ребёнок пересказывает их;

Затем снова выкладываются все заготовки-персонажи, и ребёнок пересказывает сказку целиком;

Дополнительные задания целесообразно предлагать детям начальной школы, при индивидуальной работе с ними (на подгрупповых занятиях – только при условии, что каждый ребёнок будет иметь свой экземпляр текста сказки и заданий к ней).

С помощью таких сказок ребёнок не только тренируется выговаривать отдельные звуки, но и учиться связной речи с их использованием. У ребёнка развивается спонтанный словарный запас. Кроме того, при этом, кончено же, развивается воображение формируется интонационная образность речи. У ребёнка возникает чувство психологического комфорта и безопасности.

ЛУЧШИЙ ДРУГ

Чебурашка очень давно не ходил в гости к Крокодилу Гене. Он часто скучал, ведь Крокодил Гена был лучшим его другом. Чебурашка посмотрел на часы. Они показывали четверть четвёртого. Он выскочил из дома и на крылечке столкнулся с Черепашкой Чепой.

Куда ты так торопишься? – спросила его Черепашка.

Я помчался к Крокодилу Гене.

А можно я пойду с тобой? – спросила его Черепашка.

Чебурашка быстро подхватил Чепу. Чепа в знак благодарности чмокнула Чебурашку в щёчку, и они поспешили к Крокодилу Гене.

Крокодил Гена был рад гостям. Он напоил их чаем с черничным вареньем.

Задания и вопросы:

    Назови слова из сказки со звуком «Ч». Произнеси их, выделяя голосом звук «Ч».

    Назови слово с двумя звуками «Ч». Вспомни слова со звуком «ч» в начале, середине, в конце слова.

    Попроси Чебурашку взять тебя с собой так, чтобы он тебе не отказал.

    Разыграй сценку «В гостях».

    Кто был лучшим другом Чебурашки.

    Почему скучал Чебурашка.

    Какое время показывали часы?

    С кем столкнулся Чебурашка на крылечке?

    О чём попросила Черепашка Чебурашку?

    Как встретил гостей Крокодил Гена?

    Каким вареньем Крокодил Гена угощал гостей?

    Любишь ли ты принимать гостей? Любишь ли ты ходить в гости?

    Чем ты хотел бы угостить своих гостей?

    Что можно делать в гостях?

    Как не следует вести себя в гостях?

Дополнительные задания:

    Карандашом обведи и подчеркни в тексте сказки буквы «ч».

    Выложи из палочек ТШНА. «Сделай» слово «ГЕНА», изменив положение одной палочки и развернув одну из букв.

    Выложи из палочек НАЙ. «Сделай» слово «ЧАЙ», изменив положение одной палочки.

    Выложи из палочек слово ДАР, прочти его справа налево. Что у тебя получилось?

Сказки имеют большую воспитательно-образовательную ценность для детей всех возрастов. Особое значение имеют логопедические сказки.

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии. Главная цель использования логопедических сказок – подготовить детей с нарушениями речи к школе. Сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, мышления, памяти, воображения коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Бегемотики

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

О. Перова

Лягушки

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Слон

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

Змея

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Лошадка

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

Расческа

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… расческа.

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Часики

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Шарики

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

Конец, а кто слушал и делал МОЛОДЕЦ!!!


Дифференция" href="/text/category/differentciya/" rel="bookmark">дифференциация звуков).

Сказки для обучения грамоте (в звуках и буквах).

Слайд 9. 2.Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (,):

Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

Слайд 10 . 3.Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонема ми, словоформами , лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов,)

Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).

Слайд 11 . 4.Логосказки с моделированным содержанием ().

Сказки, способствующие формированию связной речи.

Слайд12 .

В свою работу включаю еще и дополнительный сказочный материал.

Для лучшего запоминания и произнесения слов логопед использует различные приемы и пособия, помогающие неговорящему ребенку больше действовать и меньше говорить: игрушки, которые одеваются на пальцы ребёнка, игрушки из киндер - сюрприза); различные настольно-печатные пособия объемные ширмы, мини-макеты, перчатки с наклеенными персонажами сказки, сказка на ковролине, маски, карточки с графическими символами, различные видов театров, такие как: с куклами на палочках, рукавичковый, картонажный;

Слайд 13 . Прекрасным средством для развития движений является игра в «Театр пальчиков и язычка». Артикуляционная гимнастика в сопровождении движений речедвигательной ритмики на произносимые звуки («Утро кота Музика»).

Слайд 14. Сказка на пальчиках

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (сорока-белобока, коза и т. д.). Пальчиковые сказки включаются в занятия по сказкам. Например, после прочтения сказки «Курочка Ряба» можно поиграть так. «Вышла курочка гулять…»(Приложение)

Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. К сказке «Три медведя » упражнение «Утро», Приложение, упражнение к сказке « Теремок» для развития общей моторики и формированию умения расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, Приложение

Слайд 15.16,17,18 . Артикуляционные сказки (развитие дыхания, артикуляционной моторики). Ребенку в 2-4 года достаточно сложно выполнять «гимнастику для язычка» с полной отдачей, они быстро надоедают. А вот если всю такую трудную и не интересную работу предоставить в виде небольших логопедических сказок, развивающие правильный артикуляционный уклад звуков, то все меняется: глазки блестят, и детки с интересом следят за историей и хотят обязательно помочь главному герою сюжета. «Сказка о весёлом язычке», "Лягушка-зелёное брюшко (мультимедийная презентация в сопровождении иллюстративных слайдов детям) «Сказки про язычок», Истории Веселого язычка. Из опыта работы могу сказать, что такая форма подачи артикуляционных упражнений детям понравилась и дала положительные результаты.

Слайд 19.

Использовать логосказки можно не только логопедам, но и воспитателям. Полезно включать логопедические игры в рекомендуемые «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией, сказки: « Курочка Ряба», « Репка», « Три медведя», «Теремок» « Заюшкина избушка».

Если мы до­биваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.

Фонетические (озвученные) сказки Дидактические задачи : развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики.
Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.
Фонетическая разминка к сказке «Курочка Ряба», Приложение; к сказке «Три медведя» ; Приложение, пример озвучивания сказки «О непослушном козлике», Приложение.

Слайд № 20

В логосказке присутствуют обязательно и специальные упражнения на тренировку дыхания, развитие общих речевых навыков . Например, логосказка « Веселое путешествие»(упражнения для верхних дыхательных путей (по материалам), Приложение

Для развития силы голоса . Игра: « Зайчик услышит наше ау - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»). Цель: учить повышать и понижать силу голоса. Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему

Упражнения для развития речевого дыхания

-договаривание отдельных слов во фразе ;

«Ок, ок, ок, у меня... (колобок).

Ка, ка, ка, нет уже... (колобка).

Ок, ок, ок, лиса съела... (колобок)».

-произнесение отдельных фраз сказочных героев ; «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка», «Курочка Ряба»).

Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова:

« Пусть будет репка большая, крепкая», « пусть репка будет вкусная, сладкая»;

Вышла курочка гулять и горошка поклевать: « Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!»

-Дыхательно-артикуляционный тренинг «Говорливый ручеек»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.

Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам - динь-динь-динь, по корягам - буль-буль-буль, по осоке - ш-ш-ш-ш».

ВЫВОД

Слайд 21.

Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность), формирует представления об основных принципах построения связного сообщения (обращение-побуждение, обращение-вопрос, обращение-сообщение). Использование логосказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи повышает речевую активность и коммуникативную направленность речи детей с ОВЗ.

Слайд 22. Список литературы

1.Арушанова, и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/– М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.

2., О.М. Кислякова Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР.- СПб.: КАРО, 2002.

3.Гаврилушкина, по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 1.

4.Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 7

5.Зинкевич-Евстигнеева, по сказкотерапии / -Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001. – 310 с.

6.Ивановская, сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / , . – СПб.: КАРО, 2008. – 64

7.Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет.-СПб.: Па­ритет, 2006.

8.Е. Карельская. Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда// Дошкольное воспитание, 1999 № 6 – с. 14-17

9.Набойкина игры с «особым»ребенком. – СПб.: , 2006.

10.Практика сказкотерапии / Под ред. .- СПб.: , 2004.

11. http://www. *****/art. html#butterfly

Приложение

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки. Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки.

Бегут всеми пальцами обеих рук.

Хлопают в ладоши.

Грозят пальцем ведущей руки.

Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола.

Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т. д.

Приложение

Вырабатывать правильное дыхание.

Обучать элементарным при­емам самомассажа.

Расширять артикуляторные возможности.

Вырабатывать положитель­ный эмоциональный фон.

Оптимизировать общий то­нус тела, снимать патоло­гические зажимы.

Медвежата сладко спят

Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закры­вают глаза.

И расслабленно сопят.

Спокойно и глубоко дышат.

Солнце глянуло в окошко, Все зажмурились немножко.

Крепко зажмуривают глаза.

Медвежата, хватит спать,

Широко открывают глаза.

Вам давно пора вставать.

Встают со своих мест.

Медвежата все проснулись, Потянулись, улыбнулись.

С напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке.

Любят мишки чистоту. Умываться все идут.

Шагают на месте.

Кран, откройся,

Имитируют движение руки при открывании крана.

Нос, умойся,

Проделывают поглаживающие вращательные движения указатель­ными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон ,.

Мойтесь сразу оба глаза,

Выполняют круговые массиру­ющие движения по векам.

Лоб и щеки,

Разглаживают лоб от центра к вискам.

Растирают щеки.

Мойся, шейка,

Растирают шею, поворачивая голову вправо-влево.

Ручки, мойтесь хорошенько.

Растирают руки.

Словно щеткой, язычком чистить зубы мы начнем.

Открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонталь­ном и вертикальном направлениях.

Принюхались медвежата:

Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот.

Что-то пахнет непонятно.

Повторяют упражнение 3-5 раз.

Очень вкусно. Это мед! Мама к завтраку нас ждет.

Садятся на стульчики.

Медвежата мед лакали,

Выполняют лакательные движе­ния языком, рот держат открытым.

Потом губки облизали.

Облизывают губы в направлении вперед-назад, рот держат откры­тым.

Лижут с нёба сладкий мед язычком назад-вперед,

Гладят языком нёбо.

Язычок не опускают, Кверху сильно прижимают.

Рот держат открытым.

Присасывают язык к нёбу .

Надо чай горячий пить, Но сначала остудить.

Кистью руки изображают ча­шечку .

Вы, медвежата

не ленитесь, сперва подуйте,

Делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашку» в руке.

Потом попейте,

Имитируют «питье» из «чашки».

А после улыбнитесь.

Растягивают губы в улыбке.

Завтрак съеден, медвежата шалят, как будто индюшата.

Выполняют быстрые движения языком вперед-назад.

Друг друга подразнили и к занятиям приступили.

Спокойно садятся за столы.

Приложение

Стоит в поле теремок (руки над головой – это «крыша»)
Он не низок, не высок, не высок (приседают –« низок», встают – «высок»)
На двери висит замок, да замок (сцепляют пальцы рук в «замок»
Кто бы тот замок открыть помог?
Слева зайка, справа мишка. (кивают головой вправо-влево)
Отодвиньте-ка задвижку! (тянут руки в стороны, но пальцы в «замке»)
Слева ежик, справа волк (кивают головой влево-вправо)
Нажимайте на замок! (сильнее сжимают пальцы)
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок, теремок! («открывают замок», разводят руки в стороны)

Приложение

Хохлатка (по мотивам немецкой песни)

Хохлатка у сарая -

КО – КО – КО!

Ах, где мои цыплята?

КО – КО – КО!

Ах, где мои ребята?

КО – КО – КО!

Мы здесь, мы близко, мама!

ПИ – ПИ – ПИ!

Тут кто-то вырыл яму,

ПИ – ПИ – ПИ!

Мы в яму все попали!

ПИ – ПИ – ПИ!

А вовсе не пропали!

ПИ – ПИ – ПИ!

Приложение

Бурчалочка

Сидел медведь под деревом,

И в небо всё глядел.

И песенку – «бурчалочку»

Тихонечко он пел:

БУ – БУ – БУ – БУ – БУ – БУМ,

БЫ - БЫ – БЫ – БЫ – БЫ – БЫМ,

БО – БО – БО – БО – БО – БОМ,

БА – БА – БА – БА – БА – БАМ.

Приложение

Сказка «О непослушном козлике»

Живет у бабушки козлик - остренькие рожки да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи, козлик, в лес!» А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди), бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...»

Педагог : Ой, что это?
Дети : Ой, что это?
Педагог : Болото! Его не обойти?
Дети : Его не обойти!
Педагог : Дорога напрямик! («чап-чап-чап» - дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щеки).
Козлик : Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь... (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).
Педагог : Ой, что это?
Дети : Ой, что это?
Педагог : Река! Ее не обойти?
Дети : Не обойти!
Педагог : Дорога напрямик!
Дети (языком): Буль-буль-буль!
Козлик : Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...
Педагог : Ой, что это?
Дети : Ой, что это?
Педагог : Лес! Страшный лес.
Дети : У-у-у.
Педагог : Дремучий лес. Дети : Ш-ш-ш.
Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль»), по болоту (дети: «чап-чап-чап» оттягивают правую и левую щеки), по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди), через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям), по двору (поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).
Педагог : К нам прибежал, «ох», сказал.
Козлик : Ох!
Дети и козлик : Буду слушаться бабулю. Больше в лес не побегу я.

Приложение

Упражнения для верхних дыхательных путей (по материалам)Логосказка « Веселое путешествие»

СКАЗКА о ПЧЁЛКЕ «ЖУЖУ» и её ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Цели: развитие артикуляционного аппарата (губ, языка) с помощью упражнений артикуляционной гимнастики; развитие речевого дыхания у дошкольников (глубокий вдох носом и плавный, медленный выдох ртом); воспитание отзывчивости, чувства взаимопомощи, автоматизация звука Ж изолировано и в слогах.

Оборудование: мягкая музыкальная игрушка пчелки; тучки с бабочками для упражнений на развитие речевого дыхания; лесная полянка; цветы; деревья; музыкальная игрушка лошадки; грибок; корзинка, картинка для автоматизации звука Ж в слогах.

Ход занятия

Логопед. На цветочной полянке жила-была пчелка. И звали ее Жужжу. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки (играет музыка) . Вот летит однажды пчелка и видит, бабочки сидят на цветочках. Спрашивает она их.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Ведь такая прекрасная погода!

Бабочки. Не можем мы полететь, пошел дождик и намочил наши крылышки.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, бедные бабочки, вот если бы ветер вам помог, только в такую погоду он не подует.

Бабочки. Что же нам делать?

Пчелка Жужу. Не переживайте, бабочки, мои друзья вам помогут. Ребята, давайте поможем бабочкам высушить их крылышки. Подуйте на крылышки бабочек, и они обсохнут.

Логопед. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.

Подойдите и встаньте поближе.

Упражнение на дыхание «ПОДУЕМ на БАБОЧЕК»: вдох-выдох (дети дуют на бабочек, затем садятся).

Логопед. Вот и обсохли крылышки у бабочек. Теперь они смогут красиво летать! Молодцы ребята!

Бабочки. Спасибо вам, ребята! И тебе, пчелка, спасибо за помощь.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, пожалуйста.

Бабочки. Мы знаем, что ты любишь петь песенки, и поэтому хотим подарить тебе дудочку, чтобы было тебе веселей петь.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, спасибо бабочки. Ребята, давайте я буду петь, а вы дудеть на моей новой дудочке.

Упражнение «ТРУБОЧКА»

Мои губы – трубочка –

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду,

Ду-ду, ду-ду-ду!

Дети выполняют упражнение «ТРУБОЧКА».

Упражнение «УЛЫБКА»

Логопед. Покажите, как улыбнулась пчелка Жужу бабочкам. (Счет от 1 до 10).

Дети выполняют.

Логопед. Повернулась пчелка Жужу, посмотрела на ребят и тоже улыбнулась. Улыбнитесь и вы ей.

Логопед. Полетела дальше пчелка по лесной полянке и видит, расцвели прекрасные цветы, полюбовалась она их красотой: «Ж-ж-ж, какие красивые цветочки!» И тоже им улыбнулась. Давайте и мы улыбнемся цветочкам. (Счет от 1 до 10).

Дети выполняют.

Автоматизация звука Ж в слогах

Логопед. Захотелось пчелке попрыгать по цветочкам. Прыгает пчелка Жужу и песенку напевает: ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖУ-ЖА-ЖО . Давайте и мы споем вместе с ней.

Дети повторяют слоги за логопедом.

Логопед. Развеселилась пчелка Жужу и вот запрыгал у нее язычок, вверх – вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «КАЧЕЛИ»

Логопед. Улыбнитесь шире:

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Я всё выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Устал язычок.

Упражнение «ЛОПАТОЧКА»

Язык лопаткой положи,

И немножко подержи.

Язычок мы расслабляем

Язычок наш отдыхает.

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно и убрать.

Логопед. Захотелось пчелке Жужу спеть песенку, да только язычок почему-то не слушался ее, давайте его накажем.

Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Дети произносят пя-пя-пя (пять раз).

На губу язык кладу,

И «Пя-пя-пя» я пропою,

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается…

Ты держи её, держи,

А теперь-ка отпусти.

Логопед. А теперь давайте споем песенку вместе пчелкой Жужу: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

Логопед. Захотелось пчелке Жужу попить чайку с медом, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.

Упражнение «ЧАШЕЧКА»

Язык широкий положи,

Его края приподними –

Получилась пиала,

Почти круглая она.

В рот её ты занеси

И края к зубам прижми.

Логопед. Попила пчелка Жужу чая из чашечки и решила отдохнуть. Посмотрела по сторонам и увидела, под деревом что-то растет. Ребята, отгадайте загадку и узнаете, что увидела пчелка.

Он растет под хвойной лапой,
Он растет, а с ним и шляпа.
Никогда на наш поклон,
Не снимает шляпы он.

(Грибок.)

Логопед. Правильно, грибок. Решила пчелка Жужу полежать под ним. Улыбнулась она ему и сделала язычком грибочек. Давайте и мы сделаем грибок.

Упражнение «ГРИБОК»

Логопед. Лежит пчелка Жужу, отдыхает, наслаждается тишиной лесной. Вдруг слышит … (логопед включает музыкальную лошадку) лошадка копытами цокает. Захотелось пчелке Жужжу, научиться так же цокать язычком.

Упражнение «ЛОШАДКА».

Давайте присосём язык к нёбу и пощелкаем язычком. Цокать нужно медленно и сильно.

Дети цокают (от 1 до 10 раз).

Логопед. Устала наша пчелка и полетела в домик, к своим друзьям пчелкам. И наш язычок тоже устал, положите его на нижнюю губу, пусть отдохнет.

Итог занятия.

Логопед. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Ребята, понравилась сказка? Какую песенку мы сегодня научились петь вместе с пчелкой Жужу: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Молодцы!

Примечание: материал данной сказки можно использовать как логопедам на занятиях с дошкольниками, так и родителям играя и тем самым развивая речь ребенка.