Викторианский стиль в женской и мужской одежде. Мужская одежда викторианской эпохи – исторические модные правила Викторианский стиль одежды мужской

  • 12.03.2024

Модные тенденции поздневикторианского периода

60-е годы XIX века стали переломными в истории развития мировой моды, превратив ее в настоящую индустрию. Столь значительные изменения произошли во многом благодаря изобретению швейной машины, а также появлению искусственных красителей. Одновременно возникло и институционально оформилось одно из основных направлений развития современной моды - от кутюр. Отныне модные тенденции перестали быть некоей застывшей и медленно меняющейся формой, превратившись в нечто гораздо более динамичное и креативное.

.

.
Канула в лету знаменитая куполообразная юбка-кринолин, ей на смену пришла гораздо более элегантная вытянутая форма. Впрочем, само понятие «кринолин» задержалось в моде на достаточно
продолжительный срок благодаря необычайной популярности создателя высокой моды Чарльза Ворта. Сам Ворт считал кринолин достаточно громоздким и непривлекательным сооружением, но поскольку его имя прочно ассоциировалось именно с этим аксессуаром, он продолжал экспериментировать с формой, создавая все более изысканный образ. В результате через несколько лет верхняя юбка значительно приподнялась и была собрана в элегантные складки чуть ниже пояса.

Распространенной мужской обувью во второй половине 19 века были штиблеты и ботинки на кнопках или со шнуровкой. Открытые туфли надевали только на балы. К визитке надевали только черные или лаковые ботинки или полуботинки. На лаковые полуботинки часто надевали фетровые гетры. В 50-е гг. мужская обувь была остроносой, а в 60-е годы в моду вошел тупой нос и высокий каблук.
В 50-60-е гг. женщины носили туфли на каблуках и шнурованные ботинки.
Повседневной женской обувью 70-х-80-х гг. были высокие ботинки, шнурованные или на пуговицах, на высоком или среднем каблуке.


Кстати о кринолине. Свой подлинный смысл кринолин приобретает только с 1850 года. Именно тогда он представляет собой присборенную куполообразную юбку, форма которой поддерживалась многочисленными нижними юбками. До 1856 года под верхней юбкой носили еще шесть нижних юбок, по большей части ручной работы, весьма сложной. Изготовление их было делом трудным и требовало бесконечно много времени. Это было связано с тем, что усовершенствованные швейные машины начали применяться в парижских салонах, в лучшем случае, около 1850 года. Повсеместно же эти машины были в них заведены только в 1857 году.

С 1859 года были введены искусственные кринолины, где эластичные стальные обручи - технически модернизированное воспоминание о бывшем райфроке с его обручами — как бы рессорами поддерживали более легкий современный материал. Эта перемена повлияла не только на внешнее очертание платья, но изменила и сам характер одежды. Юбка приобрела новое, неожиданное движение. Бывшие нижние юбки исчезли, а искусственный кринолин стал товаром, вырабатываемым машинами. Как только юбка расширилась до кринолина, сузились рукава лифа, которые в 40-х годах уже тесно облегали руку, а сам лиф стал дополняться широкой оборкой у ворота, называемой «берте».



.
В моду снова вошли маленькие шляпки, украшенные перьями и вуалетками; прически дамы предпочитали скромные - пучок или локоны, убранные по бокам во французские косы. Особо раскованные дамы испытали на себе и первые модельные стрижки, но распространения они пока не получили.

К 1867 году кринолин окончательно исчез с модного горизонта и ему на смену пришли турнюры, по поводу которых карикатуристы не преминули зло пошутить, сравнив модниц с важно шагающими гусынями. Эксперименты с верхними и нижними юбками буквально захватили практически все слои английского общества. В результате к 1878 году дамы весьма отдаленно напоминали своих предшественниц ранневикторианского периода. Тонкий изящный силуэт с длинным шлейфом окончательно победил массивные формы. Отныне дизайнеры стали обращать особое внимание на фигуры заказчиц, придавая последним желаемое изящество, что означало дальнейшее совершенствование мастерства кутюрье, который зачастую должен был превратить гадкого утенка в настоящую принцессу.
Примеры использования кружев в Платьях 1900-х гг.


Этот тип кружева был известен в Ирландии еще в шестнадцатом веке. В то время его называли " Nuns Work", потому что плели его монахини в монастырях. Позже кружево было немного усовершенствовано мадемуазель Риего де Бланкардье, дочерью франко-испанского дворянина и ирландки. Ей очень нравилось венецианское кружево, и она придумала, как сделать нечто подобное крючком.

Основные мотивы такого кружева - цветы, листья, насекомые.

Мужская мода викторианской эпохи:

Характерно, что мужская одежда с начала XIX в. почти не изменилась. Менялись только детали и материалы, но не покрой. После 1875 года установился тип мужской одежды, который мы знаем и сейчас, - брюки, жилет и пиджак, всё из одного материала - солидных английских тканей.
В моду входит смокинг. Первоначально его надевали в курительные салоны, а затем и при посещении театров и ресторанов. Смокинг носили преимущественно молодые люди. Манжеты крахмалили так, что на них можно было писать.

Прежние формы фраков и сюртуков сохранились, но талию в них стали очень сильно занижать. Рукава одежды были умеренно широки, сужались к кисти и были отделаны надстрочными обшлагами. Карманы имели не только пиджаки и пальто, но и сюртуки и визитки — нечто среднее между сюртуком и пиджаком со скошенными округленными или плоско обрезанными полами.

Обыкновенный дневной костюм состоял из пиджака или сюртука, брюк и жилета. Если брюки и пиджак шили из одной материи, то жилет — из другой. Но к пиджаку и жилету из одной и той же материи полагались полосатые, клетчатые или более светлые брюки. С черным сюртуком и визиткой вечером надевали брюки в черную или серую полоску, днем — светло-серые или в мелкую черно-серо-белую клетку. Крупная клетка, особенно на пиджаках, была признаком дешевизны и дурного вкуса мужчины.


Способы завязывания галстуков см. ТУТ



Пиджаки и сюртуки были одно- или двубортными, с плоско лежащим воротником и отворотами, их застегивали только на верхние пуговицы. Самой нарядной одеждой были черные сюртуки, однобортные визитки с округлыми полами и двубортные — с прямо обрезанными полами. Жилеты шили однобортные, причем под фрак надевали либо белый, либо черный жилет. С пиджаком и сюртуком носили более закрытые жилеты, а с фраком — с более глубоким вырезом. Воротники делали с отворотами или шалью. Фрак шили глубоко вырезанным на груди, полочки обрезали прямо, талию занижали, фалды не доходили до колен. Карманы помещали на фалдах, рукава делали узкими с обшлагами.



.

В 70-е гг. брюки были вверху умеренно широки, у колен сужены, у ступни также заужены. Карманы у брюк делали в боковых швах. В конце 70-х — начале 80-х гг. на брюках стали делать отвороты, но первоначально эта мода не имела успеха. Вот лампасы были в моде. Кроме того, чтобы брюки не мялись, их стали подбивать шелковой подкладкой. Для брюк и костюмов использовали ткани гладкой фактуры и с косой нитью — так называемую диагональ.


Рубашки носили белые, полотняные, с накрахмаленной грудью, воротничком и манжетами. Последние чаще пристегивались. Галстук был обязательным. Галстуки носили черные и цветные, гладкие и в узкую полоску или с мелким узором. Только с вечерним фраком полагался батистовый галстук с маленьким бантом — бабочкой. Носили также готовые галстуки с узлом, подобные современным, заколотые булавкой пластроны, галстучные шарфы, продетые сквозь кольцо.


В 80-90-е гг. мужская мода развивалась путем упрощения линий. Брюки по крою постепенно приблизились к современным, стали достаточно свободными, с заглаженными складками, отсутствовали штрипки и даже отвороты снизу. Пиджаки также стали напоминать современные, их носили как повседневную одежду для визитов, приемов и улицы. Сюртук к концу века стал означать официальный костюм, в нем шли в учреждения. Фраки могли использовать как профессиональный костюм, но все же более он был торжественной одеждой. Личный вкус мужчины мог проявиться в выборе материи, жилета, галстука. Считался хорошо одетым тот мужчина, который не бросается в глаза, не выделяется. Тот, который все же обращал на себя внимание, становился фатом.





.

Платье-трансформер от Чарльза Фредерика Ворта
Charles Frederick Worth (born England), 1825-1895 Paris.


В поздний викторианский период:

Индустриализация идет по планете семимильными шагами: уже изобретены телефон и телеграф, проводятся опыты с вычислительными машинами, появился фотоаппарат «Кодак», отгремела роскошная Всемирная выставка. Жизнь стала динамичной и спешной, что отразилось и на модных веяниях. Именно в эту пору были изобретены знаменитые «блумеры» - широкие шаровары наподобие одежд гаремных невольниц, юбки стали уже, силуэт начал приобретать очертания, знакомые нам и сейчас. Турнюр и кринолин, хотя и носятся повсеместно, но постепенно выходят из моды, уступая место практичным строгим платьям (чаще всего из ателье), костюмам кроя «амазонка» и юбкам «русалка» (узкий верх и пышный низ). Женщиныв начинают стричься; в моду входят завивка и челка.


Но все это касается в основном женщин обеспеченных, представительниц аристократии и буржуазии. Для дам из низших классов одежда остается неизменной - закрытое темное платье с глухим воротом самого простецкого покроя, жесткий турнюр из дешевых материалов, нещадно натирающий кожу даже через нижние сорочки, грубые («козловые») башмаки или туфли на невысоком каблуке.

8 выбрали

Викторианской эпохой называют время правления королевы Виктории, которая взошла на трон совсем юной в 1837 году, а ушла из жизни в 1901 году.

За это время в мире произошло множество изменений, многие из них коснулись и моды. Например, в середине XIX века были изобретены красители, которые добавили ярких цветов в одежду.

Появились первые швейные машинки, которые делали процесс изготовления нарядов более быстрым.

В этом время в моде были тонкие талии, затянутые в корсеты, силуэт «песочные часы», кринолины, бледные аристократические лица, утонченность и исключительные манеры (книги по этикету были в топе продаж!).

В середине девятнадцатого века дамам высшего света нередко приходилось жертвовать здоровьем во имя красоты, точнее, актуального представления о ней. Веснушки буквально вытравливались, дамы для бледности глотали уксус, чтобы добиться эффекта расширенных зрачков, капали в глаза капли с беладонной. Был изобретен даже электрический корсет, который легким ударом тока напоминал обладательнице, что нужно выпрямить спину.

Корсет - самый настоящий символ викторианской эпохи. Про корсеты легко найти множество довольно устрашающих фактов. Дамы так увлекались их затягиванием, что повреждали внутренние органы, а обмороки были такими частыми, что никого не удивляли.

Женщина носила на себе внушительных размеров кринолин, который обматывался несколькими метрами ткани. Талия была затянула в корсет, так что, казалось, что голова и бюст дамы покоятся на пьедестале. Такова и была задача: монументальной викторианской даме легко было держать дистанцию.

Главным модельером викторианской эпохи был Чарльз Фредерик Ворт. Он одевал в роскошные наряды французскую императрицу Евгению, австрийскую принцессу, Сару Бернар и многих известных дам. Ворт шил наряды и для королевы Виктории, но с «секретом»: многие платья королевы были очень похожи друг на друга, с лишь незначительными изменениями, ведь Виктория ратовала за скромность. Платья Ворта имели размах, который можно создать с помощью кринолина. Каркас из трех или четырех обручей создавал такой объем, что дама оказывалась в плену своего платья: могла не поместиться в карету, не войти в дверь комнаты и, увы, нередко попадала подолом камин.

Наряды со временем усовершенствовались. Чтобы юбка не торчала, в подол вшивались грузики. Со временем Ворт придумал специальный механизм, с помощью которого викторианская аристократка могла сама изменить объем кринолина.

Теофиль Готье говорил, что кринолин указывает на ложную стыдливость своей эпохи, которая «волновалась при виде высунутой ноги или тесно облегающей перчатки».

К концу 60-х годов XIX века кринолин был заменен на турнюр, идея которого принадлежит тому же Чарльзу Ворту. Платья этого периода отличались обилием драпировок, богатым декором. К 90-м годам наряды стали уже и строже: стали закрываться глубокие декольте, обнаженные руки оказывались прикрытыми рукавами, шею обрамлял строгий воротник. Неизменным оставался лишь корсет…

Викторианский стиль в прошлом году пережил второе рождение. До этого такой бум был в 2005-2006 годах.

Создать образ в викторианском стиле и остаться незамеченной для окружающих - просто невозможно. Он, вероятнее всего, получится очень женственными и чувственным. Данный стиль не совсем подходит для повседневного использования.

Конечно, пышные юбки с кринолинами современным модницам никто не предлагает (Вивьен Вествуд и свадебные салоны не в счет), а вот блузки с бантами и жабо, нередко в сочетании с парчовыми жакетиками, декор а-ля гусарский мундир и оборки — напротив отличный способ выделиться из толпы, бросить вызов строим правилам.

В 2014 году были опубликованы результаты исследования, в ходе которого учёные изучали нашу реакцию на отказ соблюдать строгие правила. Оказалось, что человек, надевший красную бабочку на мероприятие, дресс-код которого требует чёрного галстука, получит одобрение со стороны окружающих. Более того, люди будут считать такого «неформала» человеком с высоким социальным статусом, профессионалом и большим оригиналом.

Другой эксперимент продемонстрировал: профессор, который сочетает обычную строгую одежду с парой ярко-красных кроссовок или кедов, ценится студентами больше.

Небольшое (!) отклонение от нормы мы трактуем как мощное проявление индивидуальности. При этом мы фиксируем: этот человек оригинален и может позволить себе рисковать социальным статусом.

Викторианское платье было очень дорогим и трудоемким в пошиве. Для создания такого наряда применялись самые дорогие ткани, а для придания яркого цвета анилиновая краска. Платье было украшено вышивкой ручной работы или отделано кружевом.


Alexander McQueen весна-лето 2016

Следуя традиции, для создания одежды в викторианском стиле дизайнеры используют дорогие натуральные ткани (шелк, атлас, бархат, кружева).

Также добавлены различные оборки, небольшие жемчужные бусины, которые служат для украшения воротников и блейзеров.


Giles осень-зима 2015

В коллекции обязательно включены викторианские цвета, такие как тёмно-фиолетовый и бирюзовый, светло-розовый, кремовый, белый, пурпурный и тёмно-синий. Элементами в первую очередь служат высокие воротники, платья с пышными рукавами, корсеты, рюши и банты.


На подиуме можно увидеть модели, одетые в юбки с завышенной талией (подобно стилю ампир), которые прекрасно сочетаются с рубашками с крупными цветами в викторианском стиле.

Однако не только одежда помогает в создании стиля викторианской эпохи. Большое значение также играют аксессуары. Многие дизайнеры в своих коллекциях используют ожерелья с медальонами на них, крупные серьги, и пр. Серьги должны быть непременно большими. Приветствуется золото и, так называемые, серьги в “деревенском” стиле.


Из других представленных аксессуаров можно выделить сумки. Некоторые из которых украшены цветами, другие же выполнены в викторианских тонах. Также с современной моде мы можем увидеть кардиганы кремового, тёмно-синего, серого и чёрного цветов. Они комбинируются с различными предметами гардероба в викторианском стиле.



Мы в сотый раз приковываем взгляд к экрану, когда там идет «Джейн Эйр» или «Сага о Форсайтах» . Но не только потому, что нас очаровывают вечные истории о любви, преданности, благородстве и чувстве долга. Есть в них еще одна, казалось бы, малозаметная «изюминка»: струящиеся ткани , шуршание кринолинов, соблазнительные, но весьма элегантные декольте, женственные корсеты… Какая женщина не мечтает хотя бы однажды примерить все это великолепие, появившееся в Великобритании, да и во всей Европе вместе с эпохой королевы Виктории?

06

Скромность и приличие

Несмотря на высокое происхождение, будущая королева Виктория в детстве была лишена традиционной для монарших фамилий роскоши. Ее отец неожиданно ушел из жизни, когда наследнице престола не исполнилось и года, не оставив после себя ничего, кроме долгов.

Семья долгие годы жила в режиме жесткой экономии, а в гардеробе будущей правительницы одной из величайших империй мира было всего одно платье. Новое шилось лишь тогда, когда девочка вырастала из прежнего. Но никакие, даже самые стесненные, обстоятельства не отменяли главного постулата высшего общества: безупречности во внешности и манерах.

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства

Виктория навсегда усвоила полученные в детстве уроки. И считала женщин, часто меняющих наряды и украшения, легкомысленными транжирами. Конечно, взойдя на престол, она облачалась в роскошные туалеты и блистала в ослепительных фамильных драгоценностях британской королевской семьи , но это была лишь дань престижу.

Сдержанность в одежде вовсе не означала плохого качества или неудачного фасона. Ведь именно британцам принадлежит знаменитая фраза: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства

К тому же, никто и ничто не в силах отменить молодость, любовь и романтику - а именно этими чувствами была пропитана так называемая ранневикторианская эпоха - начало правления королевы, которой суждено было править Великобританией дольше всех своих предшественников и последователей.

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства

Очарование женской слабости

Итак, принявшая бразды правления Британией Виктория молода, влюблена в своего молодого супруга и безмерно счастлива. И подданные не могут не почувствовать этого. Страна устремлена в будущее и полна мечтаний и надежд. Естественно, что мода того времени ориентирована на романтику и юность.

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства

Дамские туалеты становятся подчеркнуто женственными. В моду входит силуэт «песочные часы». Пышные, сложные рукава, тонкая, «осиная» талия и огромная, длинная юбка, напоминающая колокол . Столь замысловатую конструкцию даже сложно было назвать платьем. Еще труднее было обеспечить надлежащий уход за таким туалетом. Да и двигаться в нем было весьма затруднительно. Не говоря уж о том, что такой фасон красил далеко не каждую женщину. Но дамы вместе с умельцами-портными нашли выход из положения. Жизнь платью (которое, учитывая сложность исполнения, недешево стоило) продлевало хорошее качество ткани и сдержанные (читай: немаркие) цвета. А чтобы образ не получился удручающе тусклым, модницы освежали его белоснежными воротничками и манжетами, умело дополняя украшениями.

01

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства

Чтобы фасон зрительно не делал невысокую женщину еще ниже, в моду вошли высокие прически, а за тонкость талии отвечал изобретенный в скором времени корсет .

Татьяна Башлыкова

Пышная и длинная юбка не позволяла и думать о «летящей» походке - в ней можно было делать лишь мелкие, изящные шажки. Но и эта сложность обернулась на пользу женщинам - очаровательная беспомощность в движениях и манерах буквально сводила с ума мужчин, главной добродетелью и обязанностью которых в то время было опекать и окружать максимальной заботой своих хрупких и беспомощных жен. На их же плечи ложилась и оплата гардероба супруги.

Кстати, мужская мода за время правления Виктории претерпела минимальные изменения, оставаясь верной строгости фасонов вкупе с максимальным удобством - ведь мужчина вел гораздо более активную жизнь, чем его прекрасная и хрупкая половина. Единственным испытанием, «роднившим» некоторое время леди и джентльменов, был корсет - согласно светским приличиям, мужчина должен был выглядеть атлетически сложенным и подтянутым, поэтому данную от природы и не всегда совершенную фигуру также приходилось корректировать. Весьма способствовал элегантности образа и изобретенный несколько позднее (во времена расцвета викторианской эпохи) смокинг.

Глоток свободы

Во время расцвета викторианской эпохи Великобритания вместе со всей Европой делала семимильные шаги по пути технического прогресса. И мода тоже понемногу становилась индустрией. Деревенские ткачи, обувщики и портные-одиночки еще были востребованы, более того - их искусство высоко ценилось и считалось чуть ли не элитарным, однако одежду, обувь и аксессуары уже полным ходом производили на фабриках . Их продукция была качественной, выглядела вполне достойно и при этом стоила гораздо ниже, чем вещи ручной работы. Позволить себе модные обновы могли уже многие.

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства

Неизбежное следствие прогресса - эмансипация - уже наступало на Европу, и даже консервативные британки не могли не поддаться ее веяниям.

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства

Стремление к особой утонченности и изяществу заставило служителей моды затянуть женщину в еще более узкий и высокий корсет, который начинался под грудью и заканчивался на середине бедра. А устраненную таким образом естественную пышность бедер компенсировали за счет модной детали - турнюра, который украшали лентами и бахромой.
С точки зрения современного человека - по меньшей мере, нелогично сначала убирать естественную пышность форм , чтобы потом компенсировать ее искусственным образом, используя различные уловки. Однако историки моды утверждают, что таким образом в моде викторианской эпохи достигалась гармония между женской хрупкостью и неприступной гордостью - пышный фасон помогал леди держать допустимую приличиями дистанцию.

Выставлять напоказ богатство и успех по-прежнему считалось дурным тоном. Так же как и использовать декоративную косметику - ее в те времена наносили на лицо только падшие женщины. А вот использовать в наряде множество деталей и аксессуаров - таких как перья в прическе, роскошная шелковая шаль, декоративные цветы - считалось милым и вполне простительным признаком кокетства.