Научится писать без ошибок. Как научиться писать грамотно: полезные советы взрослым и детям

  • 22.10.2023
Если школьные уроки русского языка в своё время не помогли, а такая компетенция, как грамотное письмо, оказалась необходимой, можно научиться грамотно писать уже во взрослом возрасте. Если перед вами стоит задача максимально быстро приобрести такую компетенцию, вы зашли по адресу.

Научиться грамотно писать взрослому можно за несколько месяцев

  • 50 автоматизированных уроков по русскому языку для самостоятельной работы
  • 2 - 3 вебинара в неделю по орфографии и пунктуации. Живое участие!
Мы не волшебники и не обещаем лёгкого получения знаний во сне или во время слушания музыки, мы действительно учим грамотно писать, используя эффективные современные методы. Но заниматься придётся вам самим. Поэтому взвесьте свои возможности.
  • Рекомендуемый режим занятий (комфортный и достаточный) - 2 - 3 раза в неделю. Обучение займёт 4 - 5 месяцев.
  • Интенсивный режим занятий (если надо было вчера) - ежедневно. Обучение займёт 2 месяца.
  • Максимально возможный срок, на который можно растянуть курс - 3 года.
В зависимости от вашего темпа занятие займёт от 90 до 120 минут.
Вебинар длится 50 минут. С сентября по май вы вы сможете участвовать в 2 - 3 вебинарах в неделю. Кроме того, для вас всегда будут доступны записи прошедших вебинаров.

В тренинг для взрослых включены следующие задания:

  • Интерактивные диктанты (весь курс)
  • Отдельные упражнения курса Орфография без правил
  • Диктанты и упражнения для взрослых из курса Орфография по правилам
  • Большая часть слайд-лекций и заданий курса Синтаксис и пунктуация
  • Тексты и задания к ним, специально разработанные для этого тренинга.
  • Тесты на повторение всех пройденных правил, специально разработанные для этого тренинга.

Полный список изучаемых тем


Орфография

Гласные после шипящих (ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШЕ, ЩУ, ЧУ, ЧА, ЩА, ЩЕ. ЩИ).
Выражение на письме звука [Щ].
Выражение на письме звука [Ц].
Выражение на письме [ЦА].
Выражение на письме [ЖЖ].
Употребление прописной буквы.
Употребление буквы Й.
Употребление буквы Ь для обозначения мягкости.
Буквосочетания без Ь.
Употребление буквы Э.
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередование гласных в корне.
Непроизносимые гласные. Ложнопроизносимые гласные.
Соединительные гласные.
Буквосочетания ОРО, ОЛО, АРА, АЛА, ЕРЕ.
О и Ё после шипящих. Все случаи. И, Е и Ы после Ц.
Парные согласные.
Непроизносимые согласные. Ложнопроизносимые согласные.
Удвоенные согласные в иноязычных словах.
Мягкий знак после шипящих.
Разделительные Ь и Ъ.
Ы и И после приставок.
Неизменяемые приставки.
Приставки ПРЕ и ПРИ.
Приставки, заканчивающиеся на З и С.
Суффиксы существительных.
Окончания и суффиксы глаголов.
Н и НН во всех частях речи.
Правописание отрицательных местоимений.
Правописание неопределённых местоимений.
Слитное и раздельное написание наречий.
Гласные на конце наречий.
Правописание числительных.
Употребление частицы НИ.
Частица НЕ с разными частями речи.
Предлоги со словами.
Производные предлоги и похожие на них сочетания.
Союзы и похожие на них сочетания.
Все случаи употребления дефиса.

Синтаксис и пунктуация

Подлежащее.
Сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Знаки в конце предложения (+знаки в рекламных текстах и заголовках).
Разделительные знаки при однородных члена предложения.
Знаки, разделяющие части сложного предложения (запятая, тире, двоеточие, точка с запятой).
Случаи отсутствия знаком между частями сложного предложения.
Схема сложного предложения.
Конструкции, грамматически не связанные с предложением (вводные слова, вставные конструкции, обращения).
Обособленные определения, дополнения, обстоятельства.
Приложение.
Сравнительный оборот.
Запятая перед КАК.
Прямая речь и знаки диалога.
Все случаи употребления тире.
Употребление кавычек. Правила оформления цитат.
Пунктуация в устойчивых оборотах.
Знаки при междометиях.
Употребление многоточия.
Сочетание запятой, тире и двоеточия.
В каждое занятие включены
  • новые правила (правила изложены в письменном виде со ссылками на записи вебинаров; предлагается скачать конспекты правил, удобные таблицы, различные карточки и списки для запоминания слов; материал раздела "Синтаксис и пунктуация" дан в виде слайд-лекций с интерактивными тестами),
  • упражнения:
опережение - задание на темы следующих занятий (списывание),
освоение - интерактивные упражнения на текущие правила,
повторение - интерактивные упражнения на изученные правила,
  • автоматизированный зрительный диктант из 50 фраз,
  • интерактивное упражнение на зрительное запоминание 50 слов,
  • интерактивное упражнение на автоматизацию навыка подбора проверочных слов,
  • предложения для синтаксического разбора с ключами и (или) интерактивные упражнения на пунктуацию,
  • текст для зрительного запоминания сложных слов и объяснения орфограмм,
  • комплексная контрольная работа на орфографию и пунктуацию с автоматической проверкой.
Слушателям курса доступны следующие вебинары
  • Тренинг по орфографии (по средам)
  • Тренинг по пунктуации (по вторникам)
  • Модули "Грамотность для взрослых" (по воскресеньям иногда дополнительно)
Смотрите расписание

Дополнительно:

  • Записи вебинаров с объяснением правил орфографии и пунктуации за предыдущие 2 года.
  • Купив тренинг, вы автоматически получаете доступ к вебинарному курсу


Почему наш курс гарантированно научит грамотно писать на русском языке

  • При составлении программы курса были выявлены основные орфографические и пунктуационные ошибки, которые допускают именно взрослые. Исследования проводились на менеджерах среднего звена крупного предприятия. Мы даём возможность пройти все основные правила русского языка (несколько шире школьной программы), но акцент делается на словах и правилах, выявленных в результате исследования.
  • Правила рассказываются популярно, без лишней теории, но по-взрослому. Даётся много слов и выражений, которые не предлагаются школьными учебниками русского.
  • Теоретический материал и карточки со словами можно распечатать. Вы получите файлы, готовые к печати.
  • При составлении упражнений и диктантов (даже на детские правила) использована лексика взрослых людей (общественно-политическая, научная, медицинская и т.д.)
  • Скорость чтения диктантов соответствует средней скорости набора взрослого человека, так что вам не придётся отвлекаться, чтобы ставить запись на паузу.
  • Чтобы лишние шумы не мешали восприятию, упражнения и диктанты озвучены профессиональными дикторами в студии.
  • В курсе сочетаются логические и сенсорно-моторные методы обучения. Иными словами, вы поймёте логику правила и, кроме того, будете запоминать слова на это правило зрительно, моторно, на слух, ассоциативно.
Небольшая нарезка из случайно выбранных вебинаров позволит вам получить представление о том, как проходят практические занятия. Можете тоже попробовать выполнить предложенные задания.


Специальное предложение для организаций

Возможно обучение персонала в группе . При групповой заявке мы предложим вам существенные скидки и проверку текстов, которые пишут ваши сотрудники, на грамотность. Возможны дополнительные консультации по скайпу специально для вашего коллектива.
По вашей заявке мы выставим счёт. Все закрывающие документы будут высланы после оплаты бумажной почтой.
Свяжитесь с нами:

И ещё один плюс

Слушатели курса "Тренинг грамотности для взрослых" могут купить курссо скидкой 20%

Как готовиться к тотальному диктанту?

Если вы хотите проверить себя или показать другим, что пишете грамотно, можно поучаствовать в тотальном диктанте. Некоторые люди специально берутся за учебники и учатся писать грамотно, чтобы поучаствовать в тотальном диктанте. Если вы из их числа, мы гордимся вами и постараемся приложить все усилия, чтобы вы получили максимальный балл. Для того чтобы поднять грамотность в сжатые сроки, занимаясь самостоятельно, действуйте так: занимайтесь русским языком раз в день или через день. Выполняйте все упражнения одного урока. В конце урока обязательно вносите слова, в которых ошибались в этот день, в электронный словарик, который найдёте в личном кабинете сайта. Каждый день тратьте по 15 минут на упражнения раздела Тренинг . В упражнения попадут как раз слова из вашего словарика. При повторении ошибок они будут попадаться в заданиях чаще. Словарик можно будет пополнить и другими словами из нашей базы. Постарайтесь попасть на большее число наших вебинаров по орфографии и пунктуации или посмотреть записи. И успех будет вам обеспечен.

Тотальный диктант можно расценивать и как независимую экспертизу ваших знаний по русскому языку. Поучаствуйте в тотальном диктанте 2 - 4 раза во время прохождения курса и убедитесь, что от обучения есть толк. Если будете следовать нашим рекомендациям, на каждом следующем диктанте вы будете делать всё меньше ошибок.

Как учиться писать грамотно в дороге или на даче?

Для тех, кто не желает терять драгоценное время, стоя в пробках, сидя в очередях, в метро или находясь на природе, мы разработали сборник упражнений, которые пойдут на любом устройстве. Дорожный вариант сборника упражнений по русскому языку прекрасно сочетается с предлагаемым тренингом грамотности. Вам встретятся те же слова, но ни одно упражнение не совпадёт с упражнениями тренинга. Рекомендуем использовать этот сборник как дополнение к большому курсу. Так вы сможете быстрее научиться писать без ошибок.

Часто задаваемые вопросы по курсу "Тренинг грамотности для взрослых"

Цена в описании товара - это цена за весь курс (50 автоматизированных уроков + вебинары) или речь идет о ежемесячной оплате?

Это цена всего курса за 3 года.

После оплаты я сразу получу доступ ко всем урокам или они будут выкладываться по мере прохождения предыдущих упражнений?

Доступ ко всем материалам откроется сразу, но мы настоятельно рекомендуем проходить всё по порядку, т.к. даже на "детские" правила есть очень сложные слова, которые в школе просто не предлагаются.

Автоматизированные уроки - это слайды с теорией и заданиями или также лекции преподавателя?

Автоматизированные уроки включают в себя упражнения, которые динамически формируются на страницах. Задания и диктанты проверяются компьютерной программой. Правила объясняются в слайд-лекциях или в тексте (надо читать), а работа с живым преподавателем идёт на вебинарах. В записях прошедших вебинаров лекции по разным темам. Можно выбирать и смотреть, если текста оказалось недостаточно.

Будет ли обратная связь, как будут проверяться выполненные задания?

Проверка частично по ключам, частично автоматическая. На вебинарах можно задавать преподавателям вопросы, если что-то непонятно. Но куратора, который даёт задания и следит за выполнением, нет.

Когда можно присоединиться к курсу? Есть ли конкретная дата начала или это можно сделать в любой момент?

Доступ даётся автоматически через несколько минут после оплаты. Упражнения будут доступны во вкладке "Учебники", записи вебинаров во вкладке "Вебинары". На текущие вебинары можно будет заходить по расписанию.

Удобно ли начинать курс в середине учебного года? Семинары подходят для любого уровня или поступательно усложняется информация?

Мы специально всё устроили так, чтобы включиться в занятия можно было с любого момента. Похоже на групповые тренировки в фитнесе: на одну тренировку могут зайти люди с разным уровнем подготовки, каждому найдётся задание по силам.

Что происходит на вебинарах "Тренинг по орфографии"?

Это практикумы. На каждом вебинаре повторяем 5 - 7 правил орфографии. К каждому правилу возвращаемся несколько раз каждые 2-3 месяца (правила ходят по кругу). Участники вебинара выполняют упражнения разного типа под контролем ведущего. Ведущий может коротко объяснить правило или отослать к записи лекции.

Важно! Для просмотра части уроков вам понадобится Adobe Flash Player не ниже 10 версии! Скачать его последнюю версию можно вот здесь Скачать Adobe Flash Player
Интерактивные упражнения не высылаются и не скачиваются. Выполнять их можно только на сайте "Могу писать".

В наше время без грамотности – как без рук. И даже несмотря на наличие «умных» машин – компьютеров, которые и ошибки заметят, и подскажут, где слово неверно напечатано, в определенный момент времени человек понимает, что он, к сожалению, совсем «не дружит» с грамматикой. Тут-то он и начинает «посыпать голову пеплом», сожалея о том, что плохо учился в школе и поэтому сейчас не может получить вожделенную должность с хорошим окладом.

Или, бывает, что перешагнув тридцатилетний рубеж, человек открывает в себе талант сочинительства. И опять препятствие: мысли есть, идей – миллион, а выразить все это словами не получается.

Или, к примеру, очень хочется написать романтическое послание объекту своей любви, и опять загвоздка: а как писать « я чуСтвую любовь» или «Я чуВствую», «нЕобыкновеННый» или «нИАбыкновеНый»?

Как не крути, а человек, не умеющий грамотно, логично и красиво выражать свои мысли, никогда не сможет:

  • Знаменитым писателем или журналистом;
  • Произвести впечатление на окружающих;
  • Добиться успеха в ;
  • Стать «душой компании»;
  • Сделать карьеру и т.д. Можете сами дополнить список еще несколькими пунктами.

Но лучше поздно, чем никогда! Если даже так сложились обстоятельства, что уроки русского языка и литературы были не самыми главными в вашей школьной жизни – не беда. Совершенствоваться никогда не поздно, поэтому начинаем изучать, как научиться писать без ошибок взрослому человеку и .

Чтение

Скучно? Не интересно? А что поделаешь, батенька, это непременное условие. Прочитайте роман Толстого, отвлекитесь на Донцову. Затем Шекспира, а после наградите себя Устиновой. Так и чередуйте. Читать нужно много. И не от случая к случаю, а каждый день. Человеческий мозг устроен так, что визуально он запоминает правильное начертание букв и написание слов. В подсознании откладываются запятые, точки и двоеточия. Даже не зная ни одного правила, можно писать грамотно.

Письмо

Кроме чтения, которое, конечно, поможет в правильном выражении своих мыслей, нужно еще и писать.

Заведите дневник, где просто описывайте прошедший день, планы на будущее, свое отношение к этому дню и людям, которые в нем присутствовали. Пишите ежедневно. И пользуйтесь орфографическим словарем. Лучше бумажным, а не электронным, так лучше запоминается.

Еще заведите блокнотик, куда записывайте слова, вызывающие у вас затруднения. И вслух их проговаривайте. Старайтесь использовать эти слова в своих сочинениях – до тех пор, пока их написание не будет происходить автоматически.

Пусть кто-нибудь из членов вашей семьи, друг или знакомый поможет вам – диктанты очень хорошо развивают грамотность. Возьмите любой небольшой текст художественного направления, и пишите под диктовку. Затем проверьте ошибки и… пишите еще раз.

Терпение и упорство – только эти два качества могут научить писать без ошибок взрослого человека.

Учебники

Да, без них, к сожалению, ничего не выйдет. Если писать правильно слова вы сможете научиться, только читая и заполняя дневник, то расставлять знаки препинания – это уже другая история. Все эти многоточия, прямая речь, точка с запятой, тире и дефис – «темный лес» для того, кто никогда не заострял на этом внимания.

Пора начать понимать разницу между косвенной и прямой речью, узнать, когда нужно ставить двоеточие, а когда – тире. Так что, учебники русского языка класса с шестого должны «поселиться» на вашем рабочем столе.

Будет неплохо, если у вас есть человек, способный проверять ваши записи на наличие ошибок. Если такового не имеется, то можно воспользоваться онлайн-проверкой, в сети много программ, проверяющих грамотность. Но они не всегда дают полный отчет об ошибках.

Окружение

Уже давно замечено, изучено и доказано, что нас «делает» наше окружение. Хочешь стать успешным – общайся с успешными людьми. Хочешь стать умным – общайся с учеными и инженерами. Хочешь стать стильным – введи в свой круг общения людей с хорошим вкусом, дизайнеров, художников, артистов. Хочешь и командный голос – ищи соответствующее общество. Спустя несколько месяцев будут заметны изменения.

Меняйте окружение, если оно «тормозит» вас, не давая развиваться. Меняйте тех, кто не понимает вас и насмехается. Пересмотрите свой круг общения и без сожаления рвите все связи с теми, кто в вас не верит.

Курсы

Если самому заниматься тяжело или лень, то можно записаться на курсы русского языка. С преподавателем обучаться гораздо легче, чем самостоятельно. Да и результаты будут заметны быстрее.

Если вы уже приняли решение развить свою грамотность – начинайте это делать немедленно. Возьмите книжку или напишите свое первое письмо самому себе, где укажите, каким человеком вы станете через три месяца. Уберите это письмо в самый дальний ящик письменного стола и забудьте о нем. Достанете его позже, тогда, когда станете настоящим мастером слова – письменного и разговорного.

Начинайте сейчас, и, кто знает, может всего лишь через год мир всколыхнет новое имя в жанре художественного слова – ваше.

Изображение: kdinuraj (flickr.com)

Рынок копирайтинга захлёбывается от дешёвых райтеров, поставляющих на биржи триллионы знаков безграмотных текстов. Профессиональные авторы, шлифующие свои тексты до запятой, напоминают кусочки янтаря, выброшенные на берег морем конкуренции вместе с водорослями и каменной крошкой. Можно клепать тексты сотнями и продавать их за гроши, ориентируясь на людей с тройкой по русскому, но хорошие заказчики всё же видят разницу между янтарём и галькой.

Если человек бережно относится к бизнесу, он не экономит на качестве. Уважающие себя предприниматели стремятся наполнить сайты — визитную карточку своего дела — качественным контентом, да и поисковые роботы уже отличают хорошие статьи от набора слов.

Спрос на грамотные тексты растет. Заказчики, чтобы сэкономить на корректуре, все чаще выбирают копирайтеров, которые сдают тексты без орфографических и пунктуационных ошибок. На биржах ввели квалификационные тесты на знание грамматики.

Начался процесс вытеснения с рынка полчищ демпингующих графоманов, обесценивших труд райтеров и редакторов. Он продлится не один год, поэтому у каждого автора есть шанс остаться в профессии и повысить стоимость своих услуг благодаря знанию правил русского языка.

Если вы серьёзно возьмётесь за грамматику, то через два-три месяца вспомните и выучите основы, знать которые должен любой пишущий человек. Вы научитесь быстро ориентироваться в справочниках и словарях, увидите десятки заковыристых случаев постановки запятых и узнаете сотни новых слов.

Однажды вы обнаружите, что ошибки будто выпрыгивают из текста. Все ошибаются, даже корректоры. Чаще, конечно, из-за невнимательности. Глаз замыливается. Иногда вся редакция не замечает опечатку на самом видном месте. Именно поэтому заголовки, подзаголовки, лиды, подписи к фотографиям надо вычитывать внимательно и вслух.


Ошибаются все. Ну и где заголовок?

Простые правила редактора

Себя править очень сложно. Если в чужих текстах профессионалу видны все или почти все ошибки, то в своих проскальзывает целая армия «диверсантов».

Что делать?

Дайте тексту отлежаться

Вы наверняка не раз слышали о том, что текст должен отлежаться. В корректуре и редактуре это правило тоже работает. Нельзя вычитывать статью сразу после написания. Пусть полежит хотя бы несколько часов. Перед вторым кругом текст снова надо «выдержать». Многие корректорские фирмы предлагают двойную вычитку, я же возвращаюсь к каждому файлу по три, а иногда и по пять раз.

Сказываются годы работы в бумажной газете. В нашей редакции работала корректор советской закалки. Она вычитывала тексты трижды (и это правильно), затем дважды вносили правки типографские корректоры, не говоря уже о том, что накануне номер «вылизывала» вся редакция, и всё равно в восьмиполосном издании проскакивали запятые или одна-две ошибки. Человеческий фактор, однако. 🙂

Если вы работаете с сайтами, то наверняка заметили такую фишку: читали-читали текст, опубликовали на сайте — бац, сразу заметили ошибку! Глаза привыкли к разметке, шрифтам. Вы плывёте по тексту, словно по течению реки в солнечный безветренный день.

Смените реку и лодку — мозг активизируется. Поменяйте внешний вид текста, посмотрите на него через типограф, html-редактор, а лучше распечатайте. Лист бумаги — идеальное полотно для внесения правок.

Что нужно, чтобы научиться писать грамотно?

Мотивация и интуиция

Без мотивации нынче никуда. Составьте два списка. В первом напишите причины, по которым вам необходимо писать грамотно. Во втором — что вы получите, когда сможете самостоятельно вносить корректорские правки в свои (а, может, и чужие) тексты. Если причины убедительны, мозг откликнется на них и начнет лучше усваивать знания.

Интуиция — надежный соратник редактора . С ней можно договариваться. Представьте её в образе помощницы и дайте задание: если закралась ошибка, пусть интуиция вам об этом как-то сообщит — дискомфортом в теле, беспокойством… Главное, чтобы вы научились расшифровывать ее послания. При должной тренировке и доверии к себе со временем ошибки словно подсвечиваются в тексте, да и вы интуитивно начинаете чувствовать, в каком месте их искать.

Полчаса в день на правила

Выделите на изучение правил 20-30 минут в день, тогда уже через пару месяцев вы заметите разницу, а через год достигнете уровня младшего корректора.

Всего полгода — и вы далеко впереди толпы райтеров!

Справочники и словари

Стремитесь больше узнать о языке и грамотности. Приобретите справочник по орфографии и пунктуации. Можно пользоваться и онлайновыми сервисами, но я рекомендую все же иметь под рукой бумажный вариант, потому что, пока вы будете искать нужное правило, прочитаете еще несколько. Да и книгу удобно носить с собой, делать в ней пометки. Обязательно пригодится.

Купите словари: толковый, орфографический, словарь фразеологизмов, синонимов и другие. Читать орфографический словарь полезно вдвойне. Написать слово грамотно помогает «Ворд», а вот сказать…

— ахиллесова пята многих. К сожалению, дикторы перестали быть эталоном произношения и допускают грубые речевые ошибки. В орфографическом словаре можно посмотреть ударение.

Но, если вы все же намерены целенаправленно знакомиться с правильным звучанием слов, купите орфоэпический словарь . В нём можно еще подглядеть правильную форму слова во множественном числе и в родительном падеже множественного числа. Как написать: нет баклажан или баклажанов, нет макарон или макаронов, нет туфлей или туфель?

Увлекательно устраивать такие викторины для домочадцев или гостей. 🙂

Полезна книга И. Б. Голуб «Стилистика русского языка» и поистине бесценна библия редактора «Справочник издателя и автора» А. Э. Мильчина .

Работая с текстом, не ленитесь заглядывать в справочники и авторитетные энциклопедии, чтобы проверить, как пишутся имена собственные: названия рек, городов, стран, фамилии…

На «Ворд» надейся, а сам не плошай

«Ворд» коварен и не всегда прав. Полагаться на него опасно. Он подчеркивает верное написание слов с приставкой «пол-» (пол-Азербайджана, пол-Крыма), а ошибочные варианты с частицей «бы» (как бы, чтобы) пропускает. «Ворд» не различает омонимы (развивающийся — развевающийся; отварить — отворить), повелительную форму глагола и форму глагола во 2 л. мн. ч. (пишите — пишете), слова-паронимы (надеть — одеть, адресант — адресат), не дружит с лексикой и стилистикой.


Не такой уж он и грамотный

Однако прежде чем приступать к вычитке, прогоните текст через вордовский сервис «Правописание», чтобы устранить грубые ошибки. Автоматические помощники хорошо справляются с коварными опечатками и грамматическими глупостями. Но они никогда не заменят живого редактора и корректора, потому что только человек чувствует слово. Исправить все ошибки и неточности можно лишь «вручную», обращаясь на первых порах к справочникам и словарям.

Библиотека редактора

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Любое издание.
  2. Русский орфографический словарь / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. Изд. 4-е, испр. и доп. М., 2012.
  3. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Любое издание.
  4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2009.
  5. Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. М., 2005.
  6. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. Любое издание.

Полезные онлайн-ресурсы

Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию:
http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm

Голуб И. Б. Стилистика русского языка :
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/topicsw.htm

Библиотека Орфограммки :
http://orfogrammka.ru/библиотека

Полный академический справочник под редакцией Лопатина:
http://orthographia.ru/

Культура письменной речи (справочный раздел, тесты, задания, интересные факты):
http://gramma.ru/

Сайт и сервис переносов слов :
http://batov.ru/hyph/start.asp

Словарь ассоциаций и синонимов :
http://www.reright.ru/

Сегодня не пишет только ленивый. Мы ведем блоги, пишем посты в соцсетях, оставляем длинные комментарии к статьям в интернет-изданиях и заметкам друзей. К сожалению, многие тексты, которые встречаются на просторах интернета, не отличаются грамотностью. Тех, кто пишет грамотно, ошибки раздражают. Но есть другая, довольно многочисленная, группа интернет-пользователей, которая говорит, что орфографические, стилистические и синтаксические ошибки — это ерунда. Главное, чтобы контент был интересным.

Для чего писать грамотно?

Давайте разберемся, почему так важно писать без ошибок.

1. Если вы пишете неграмотно, вы теряете часть аудитории. Потому что любой текст — это визитная карточка автора. Писать с ошибками — все равно, что ходить в грязной одежде.«Небрежность в речи — небрежность во всем» — думают читатели и перестают вас читать, «споткнувшись» об очередную ошибку.

Как точно подметила Ирина Левонтина, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН: «Для многих грамотных людей сам вид безграмотного текста мучителен, как скрип пенопласта».

2. С неграмотным автором не будут сотрудничать интернет-ресурсы. Если ваши писательские амбиции выходят за рамки постов на своей страничке, тем более нужно писать грамотно, потому что текст с ошибками снижает доверие не только к автору публикации, но и к ресурсу, на котором он размещен. Ни один уважающий себя редактор не согласится исправлять ошибки в каждом слове. Скорее, он предпочтет другого, грамотного автора.

Организатор «Тотального диктанта» и директор одноименного фонда Ольга Ребковец уверена, что «для того, чтобы нас понимали, оценивали по достоинству и уважали, грамотным быть абсолютно необходимо».

У каждого из нас найдутся свои причины, чтобы научиться писать без ошибок. И мы вам расскажем, как в этом преуспеть.

С чего начинается грамотность?


В школе мы много лет учили правила русского языка. Тогда нам казалось: выучишь правило, как следует, и будешь писать без ошибок. Однако, это не совсем так.

Президент Академии имиджмейкинга и психотехнологий управления Вадим Седачев в интервью Радио Свобода заявил, что, по официальной статистике, относительно грамотно пишет лишь около 25% населения.

Немецкие ученые-педагоги А. Дистерверг и Э. Борман в середине позапрошлого века предположили, что заучивание бесконечных правил не приводит к грамотному письму. Их последователи выяснили, что существуют психологические закономерности развития орфографической грамотности. Чтобы понять этот важный механизм, проследим путь ее формирования. С раннего возраста мы слышим звуки родного языка. Элементарное подражание этим звукам переходит в осознанную речь. Затем к работе слуховых анализаторов подключаются зрительные — мы овладеваем чтением, и звучащее слово приобретает конкретную видимую форму, зачастую не совпадающую с тем, что мы слышим.

И, наконец, мы знакомимся с письмом: к слуховому и зрительному анализаторам подключается двигательный. Работа этих анализаторов связана с определенными участками коры головного мозга, от развития которых зависит, в том числе, и грамотность.

Филолог и нейрофизиолог Наталья Романова отмечает: «Грамотность это не культура, не интеллект, не широта взглядов и даже не образование. Это всего-навсего здоровое развитие определенных клеток мозга, плюс благополучная речевая среда, в которую человек попадает после рождения».


Значит ли это, что взрослому человеку уже невозможно научиться писать без ошибок? Давайте порассуждаем.

Врожденное или приобретенное?

С термином «врожденная грамотность» можно и поспорить. Научите читать четырехлетнего ребенка, у которого в роду сплошные писатели и филологи в трех поколениях. И сразу устройте ему диктант. Он вам напишет такое… Ни один графолог, филолог и специалист по наскальной живописи не разберет!

Всем известно, что читающие люди пишут грамотнее, чем те, кто не любит читать. Однако, это можно объяснить тем, что, читая, человек тренирует зрительную память. Он запоминает слова и синтаксические конструкции, которые встречаются в тексте, и автоматически правильно употребляет их в своих текстах.

Если в одной семье, у одних родителей, растут два ребенка, один из которых с пяти лет не расстается с книгой, а другой предпочитает компьютер, — первый будет грамотнее второго.

Помимо зрительной памяти грамотному письму способствует развитое логическое мышление. Люди-логики анализируют все, что попадется на глаза. Они создают в процессе чтения собственные правила и находят в текстах закономерности правописания, которые успешно используют, когда пишут диктанты и сочинения.

Преподаватель Вольского училища искусств Наталья Софьина считает, что «врожденную грамотность правильнее называть «чувством языка», … когда человек знает не правила, а логику правописания».

Таким образом, врожденная грамотность — миф. Значит, грамотность можно развить.

Избороздив просторы интернета…


Чтобы грамотно писать, нужно много читать. Но что делать, если времени на чтение хронически не хватает: работа, семья, хобби «съедают» все свободные минуты. Не все они одинаково эффективны и не всегда просты и приятны для использования. Мы выбрали для вас самые эффективные и простые в применении:

Если у вас мало времени на проверку текстов:

  • используйте онлайн-сервисы для проверки и коррекции текста;
  • пользуйтесь услугами профессионалов (корректора и редактора).

Если у вас есть немного времени на работу с текстами:

  • в момент написания проговаривайте, вслух или про себя, каждое слово именно так, как оно пишется;
  • пользуйтесь орфографическими словарями и грамматическими справочниками;
  • уделяйте особое внимание часто встречающимся ошибкам;
  • перечитывайте готовые тексты по нескольку раз, в том числе — вслух.

Если вы готовы уделять много времени работе с текстами и правилами:

  • переписывайте готовые тексты (любой вид литературы);
  • перечитывайте каждое написанное предложение, а завершенный текст — минимум два раза, все спорные случаи проверяйте сразу;
  • создайте собственный словарь трудных слов;
  • проработайте темы, которые вызывают трудности или не были усвоены в школе;
  • практикуйте фрирайтинг, пишите по 2-3 текста в день.

Если вы хотите пополнить ряды грамотно пишущих людей:

  • учите правила русской орфографии;
  • выполняйте по 1-2 упражнения из пособий по русскому языку;
  • регулярно пишите диктанты и изложения и тщательно выполняйте работу над ошибками;
  • занимайтесь с репетитором или запишитесь на курсы для взрослых;
  • используйте онлайн-сервисы для отработки навыков грамотного письма (упражнения и тесты).

Если вы хотите развить естественную или «врожденную грамотность»:

  • регулярно читайте художественную литературу;
  • изучайте словари (толковые, этимологические, орфографические и др.);
  • с помощью специальных тренажеров и упражнений развивайте зрительную память;
  • анализируйте похожие случаи написания слов, создавая собственные правила, запоминайте исключения;
  • при проверке текстов классифицируйте часто повторяющиеся ошибки и осознанно запоминайте правильное написание этих слов;
  • как можно чаще играйте со словом (ребусы, головоломки, анаграммы, игры типа «Эрудит», «Балда», «Виселица», «Филворды», «Что за слово», игры на логику и развитие интеллектуальных способностей)

А теперь саммари статьи для тех, кто устал и не дочитал до конца:

Писать неграмотные тексты сегодня, когда интернет предлагает массу ресурсов для проверки орфографии и пунктуации, стыдно. Посты с ошибками отпугивают потенциальных читателей, а интернет-ресурсы не хотят сотрудничать с авторами, которые игнорируют правила русского языка.

Мы развенчали миф о врожденной грамотности и показали, что писать грамотные тексты может каждый. Осталось только выбрать алгоритм действий, соответствующий вашим целям, и составить собственный маршрут, который приведет вас к успеху.


За годы учёбы в школе вы благополучно пропустили мимо ушей все правила русского языка, но изложения и диктанты писали лучше всех в классе? Вам повезло! Большинству людей грамотность даётся не так легко. А многие даже не пытаются писать правильно, считая, что оппоненту и так всё понятно.

Что ж, понять, о чём идёт речь, и вправду нетрудно. Но приятно ли читать текст, который изобилует ошибками, – вопрос спорный. Это говорит о неуважении к адресату и, как ни странно, к самому себе.

Грамотная, красиво построенная речь производит глубокое впечатление на любую аудиторию. В ещё большей степени это касается речи письменной. Если в беседе вы подчёркиваете значимость слов интонацией, красноречивыми паузами, то на письме средствами передачи эмоций служат знаки препинания. Одна и та же фраза, написанная грамотным, прочувствованным языком или набором подвернувшихся под руку символов, производит разное впечатление. Сравните: «Я обожаю тебя! Ты – самое лучшее, что есть в моей жизни!» и «я абажаю тибя ты самое лутшее что есть в маей жызни». Как говорится, почувствуйте разницу!

Учимся писать грамотно

Научиться писать без ошибок или, по крайней мере, значительно уменьшить их количество, можно не только ребёнку, но и взрослому. У зрелого человека есть даже больше преимуществ:

  • он учится грамоте осознанно, по собственному желанию;
  • у него гораздо больший словарный запас, чем у ребёнка;
  • взрослый человек обладает гораздо большим терпением и усидчивостью, чем самый примерный первоклассник, способен не просто схватывать правила, но может их обдумать и проанализировать.

Чтобы научиться грамотно писать, совсем не обязательно заканчивать специализированный вуз. Достаточно следовать нескольким простым правилам.

Правило 1: полюбите чтение

Речь идёт не о дамских романах или периодике, которая давно перестала быть эталоном грамотной речи. Читайте классиков! Причём, по возможности, не современные издания, а те, что вышли в свет в середине прошлого века. Это же касается и переводной литературы.

Выбирайте то, что вам особенно близко: исторические романы, детективы, фантастику… Главное – процесс должен приносить вам удовольствие.

Для чего нужно много читать? Дело в том, что в процессе чтения происходит тренировка зрительной памяти. Первое время, когда вы будете стараться запомнить правописание тех или иных слов, количество допускаемых вами ошибок может увеличиться. Но не впадайте в отчаяние! Перестаньте заучивать трудные слова и просто наслаждайтесь увлекательной книгой. Как только процесс запоминания перейдёт на подсознательный уровень, писать грамотно вам станет куда легче.

Правило 2: потрудитесь переписать!

Вспомните свои студенческие годы. В ночь перед экзаменами вы не зубрили учебники, стараясь за два часа запомнить то, на что не было времени целый год. Вы писали шпаргалки! И, как ни странно, преподаватели иногда даже не препятствовали этому полезному занятию. Почему? Да потому, что в процессе переписывания (да ещё в состоянии вполне объяснимого стресса!) запоминание идёт автоматически. Наверняка же вы не воспользовались ни одной заготовленной «бомбой», потому что и так всё прекрасно запомнили?

Возьмите за правило переписывать каждый день от руки одну-две страницы литературного или научно-популярного текста. Вы станете не только более эрудированным, но и грамотным человеком.

Правило 3: пишите под диктовку

Проверить свои достижения можно самым простым способом: написав диктант. Попросите жену или сына-школьника побыть в роли учителя. Кстати, с ребёнком среднего или старшего школьного возраста неплохо было бы писать диктанты по очереди. Это пойдёт на пользу вам обоим: ребёнок, внимательно, с соблюдением всех знаков препинания зачитывая текст, запомнит, как правильно писать сложные слова и обороты, да и вы будете стараться не ударить в грязь лицом перед более грамотным отпрыском.

Правило 4: держите под рукой словарь

Хотите писать грамотно? Тогда пусть на вашем столе всегда лежат два словаря: толковый и орфографический.
Профессиональный корректор, много лет проработавший в крупном издательстве, – и тот, встретив слово, в правильном написании которого он не уверен, не стыдится заглянуть в словарь!

Правило 5: учебник вам в помощь!

Речь идёт не о школьных учебниках, которые рассчитаны на ребёнка определённого возраста. Существует множество справочников по русскому языку для поступающих в вузы. Обязательно проверяйте себя, выполняя упражнения или устраивая короткий словарный диктант.

Правило 6: заучивайте наизусть стихи и прозу

Вовремя и к месту употреблённая цитата – верный способ произвести приятное впечатление не только на любимую женщину, но и на сурового начальника.

Встретив в книге интересную фразу, перепишите её в блокнот и заучите наизусть. Со временем у вас образуется пухлый цитатник, который не грех передать подрастающим внукам.

Правило 7: ведите дневник

Записывайте значимые события из вашей жизни в особую тетрадь. Это могут быть откровения в стиле Жан-Жака Руссо или забавные проделки любимой кошки. Главное – приучить себя грамотно и литературно излагать свои мысли.

Не любите писать от руки? Заведите блог. Делитесь с читателями историями о себе или о своих близких, любимыми рецептами, просто зарисовками с натуры. Вам самому через несколько лет будет интересно вспомнить, что было в далёком «две тысячи мохнатом». А уж о том, чтобы в ваши записи не вкралась ни одна лишняя запятая, позаботятся читатели.

Правило 8: «словарь кошмаров»

Нет, это не книга ужасов, как может предположить человек с богатой фантазией. Встретив на странице романа XIX века «коллежского асессора» или услышав об извержений вулкана с длинным, совершенно непроизнозимым названием Эйяфьядлайёкюдль, вы охнете: «Кошмар какой!» Вдоволь поужасавшись, запишите новое для себя слово. Старательно, по буквам, выводя его в блокноте, вы накрепко запомните, как оно пишется.

Не правда ли, ничего сложного? Поставьте себе цель и методично, шаг за шагом, приближайтесь к её осуществлению. Вот увидите, скоро вашей грамотности можно будет только позавидовать!