Костюм первобытной женщины своими руками. Одежда первобытных людей

  • 16.04.2024

Представления древних о женской красоте недвусмысленно показывают найденные женские скульптурные изображения. У них массивный, мускулистый корпус, большой живот и груди, что было важно для деторождения, а значит, и красиво. Впрочем, найдены также палеолитические женские статуэтки, лишенные массивности и других подобных признаков, что не исключает и других атрибутов женской красоты, другого эстетического значения.

Одежда как средство защиты появилась у человека тогда, когда климатические условия, связанные с оледенением, вынудили его спасаться от холода. Поначалу, еще в глубокой древности, с целью защиты от непогоды и укусов насекомых человек обмазывал свое тело глиной, сырой землей, жиром.

Необходимость укрываться от непогоды и защищаться от сил природы, причины которых человек не знал, заставила его прибегнуть к шкурам животных, которые он набрасывал на плечи. Так появилось нечто среднее между одеялом и одеждой, что условно можно назвать «покрывалом». Из кишок рыб человек научился делать непромокаемые накидки, а из трав и перьев птиц - набедренные повязки.

Уже на первом этапе человек пытался придать бесформенным материалам - шкуре, волокнам; перьям - необходимую форму. Первобытный человек одевался в шкуру - покрывало, державшуюся на плечах и послужившую прототипом современной плечевой одежды - плаща, туники, пелерины, а также носил набедренную повязку из растительных волокон и перьев - прообраз современной поясной одежды - брюк, юбок, фартуков и штанов.

Уже в каменном веке человек обнаружил волокнистую структуру некоторых растений и шерсти животных и в эпоху неолита научился прясть, ткать и вязать. Первыми тканями были грубые, типа рогожки, материалы, сплетенные из растительных волокон. В основу производства рогожи положен, как известно из исторических источников, навык плетения корзин; этим искусством люди владели издревле.

Находки костяных игл позднего неолита позволяют предположить, что одеждой в ту пору служили преимущественно сшитые звериные шкуры. Именно в эпоху неолита человек научился прясть и ткать, возникли начальные элементы текстильного производства.

Первое упоминание о текстильном производстве, по свидетельству археологов, относится к 7-му тысячелетию до н. э. Еще и теперь сохранились остатки текстильных изделий всевозможных переплетений того периода.

Первоначально для создания нитей и тканей человек использовал волокна дикорастущих растений, а занявшись земледелием и скотоводством при переходе к оседлому образу жизни, смог изготовлять ткани из волокон культурных растений (льна, конопли, хлопка) и шерсти домашних животных.

Наиболее быстрыми темпами развивалась культура в Передней Азии, Египте и Индии, где на почве собирательства очень рано, еще в мезолите, начали возделывать растения. К этому же времени относится и начало разведения домашнего скота.

Здесь уже с б-5 тысячелетий до н.э. для изготовления одежды люди начали использовать шерсть овец, коз, стебли льна. В Индии уже к концу 3-го. тысячелетия возделывали хлопок и делали из него одежду.

На Востоке, в Китае, около середины 3-го тысячелетия, то есть к концу неолитической эпохи, был найден способ разматывания шелкового кокона, и появилась одежда из шелка. Китайцы изготовляли одежду и из хлопчатых тканей, которые поступали к ним из Индии. А во 2-м тысячелетии в Китае уже было налажено выращивание хлопка и производство из него одежды.

Развитие неолитических культур в Европе протекало на местной основе, но под сильным влиянием культур Переднего Востока, откуда в Европу уже в 4-3-м тысячелетии до н.э. проникли важнейшие культурные растения. Льняные ткани найдены в относящихся к неолиту раскопках в Швейцарии.

На территории Восточной Европы еще в мезолитическую эпоху происходят большие изменения в хозяйстве первобытного общества. Наряду с занятием охотой и рыболовством, население начинает осваивать земледелие и скотоводство, обрабатывать волокнистые растения и изготовлять крученые веревки, плетеные сети и ткани.

Старинные обрядовые песни и находки льняных изделий в могильниках подтверждают тот факт, что лен был хорошо известен восточным славянам задолго до образования Киевской Руси.

Примерно в начале 2-го тысячелетия до н.э. в безлесных плоскогорьях Южной Америки древние перуанцы - инки - приручили и начали разводить лам и альпака, шерсть которых пряли и из полученных нитей изготовляли ткани и трикотажную одежду.

К концу каменного века человек уже располагал целым гардеробом различной одежды, которую он умел изготовлять как из шкур животных, так и из разнообразных тканей, научившись прясть, ткать и вязать. Теперь уже не только шкуры, но и прямоугольные куски тканей он мог набрасывать на плечи или бедра, завязывать или обматывать вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали.

В зависимости от применяемых материалов и географического региона одежду по-разному крепили на фигуре: обертывали тело или драпировали вокруг тела. Драпирующаяся одежда окутывала тело и держалась с помощью завязок, поясов, застежек.

Человек научился сшивать не только шкуры, но и куски ткани, перегнув их пополам и оставив несшитыми отверстия для рук, а для головы вырезав отверстие посередине. Разрезав перед посередине, он получил распашную одежду.

В начале эпохи мезолита, со сменой климата, общины первобытных людей начинали осваивать новые способы получения пищи, уже не ограничиваясь простым собирательством и охотой. При зарождении скотоводства и земледелия человек стал производить продукты питания самостоятельно. Это было становление древней цивилизации, историческая веха развития человечества. Тогда же появляется понятие одежды, которая стала способом защиты от холодного климата, различных насекомых, когтей хищников. Она могла смягчить удар противника и даже служила экраном от злых духов.

Раскраска тела вместо одежды

Одним из первых проявлений стремления древних людей к самовыражению стала раскраска тела и татуировка. Даже в те далекие времена люди уже умели готовить краски достаточно обширной палитры, используя уголь, охру, известь, марганец, добавляя жир, - создавать грим, который наносили на тело. Сам процесс раскраски, как правило, носил глубокий смысл - будь то нанесение боевого узора, наводящего на врага ужас, или ритуальный рисунок для обряда посвящения юноши во взрослого мужчину. В рисунках передавалась информация о том, откуда человек, из какого племени, каков его статус, его заслуги.

Элементы первобытной одежды

Головной убор появился позже, отображая социальный статус своего хозяина. Разнообразные головные уборы стали отличительной особенностью жрецов, шаманов, властителей.

Также к элементам одежды можно отнести и украшения, которые делались из клыков, костей, бивней, раковин, перьев, жемчуга, кораллов и прочих материалов. Эти вещи выполняли двойную функцию: были носителями информации о человеке и предохраняли тело владельца от воздействия внешней среды.


Украшения из бивня мамонта

Основным же материалом для производства одежды тех времен были шкуры животных. Вероятней всего, что первыми шить одежду из кусков шкур стали жители Севера. Основными видами носимой одежды были штаны, плащи и туники, которые могли украшаться камешками, ракушками. Для утепления и защиты ног шилась меховая обувь. Тонкие полоски кожи использовались как тесемки, иглы для сшивания кожи «нитками» из сухожилий делались из кости.

Первая ткань

Немного позже первобытные люди Ближнего Востока научились делать из шерсти ткань. В других регионах основой для одежды стали волокна растений - льна, луба, кактуса, хлопчатника. Из растений готовились и красители, применяемые для окраски одежды, при выделке шкур.

Развитие одежды

Первые плащи из шкур в дальнейшем развились в разные типы одежды, носимой на плечах, - пончо, туники, рубахи, тоги, бурки. Набедренные повязки превратились в юбки, штаны. Простые куски кожи на ногах стали базой для развития таких видов обуви, как мокасины, чуни. Обувь также делали из дерева, коры. Эволюция одежды происходила постоянно и неуклонно, она все больше соответствовала особым нуждам каждого народа, подстраивалась под климатические особенности разных регионов, становилась разнообразней и сложнее в технологическом отношении.

Ответ на этот вопрос известен всем: конечно, в шкуры! Стоит произнести слова «первобытный человек», как в воображении возникает картинка то ли из учебника, то ли из популярной книжицы: здоровенный детина, торс которого небрежно обмотан шкурой. Есть и еще вариант: сексапильные красотки из фильма «Миллион лет до нашей эры», щеголяющие в бикини из шкур.

Как правило, этим наши знания о гардеробе первобытного человека ограничиваются. И не удивительно. Никакой одежды с тех далеких времен до нас все равно не дошло. Кто их знает, как они там одевались, в каменном-то веке?

Оказывается, ученым удалось это выяснить.

Недалеко от Владимира есть знаменитая стоянка первобытного человека эпохи верхнего палеолита. По названию речки, недалеко от которой она была найдена, стоянка называется Сунгирь. Она была обнаружена в 50-х годах прошлого века, ее возраст – более 50 тысяч лет. Там найдены два захоронения. В одном покоился мужчина лет 50-ти, в другом – мальчик и девочка 13-ти и 10-ти лет. Одежда этих людей, разумеется, не сохранилась. Однако до нас дошло огромное количество костяных бусин, подвесок, различных вещиц, которые учеными интерпретируются как заколки и застежки. По тому, в каком порядке они лежали на останках людей, у археологов получилось реконструировать одежду усопших.

Так вот, древние сунгирьцы были одеты почти точно так, как и по сей день одеваются народы крайнего севера. Это и неудивительно, эпоха оледенения, как-никак.

На всех троих была одежда, которая носит название «кухлянка» или «малица» (у разных северных народов по-разному) – глухая куртка с капюшоном. Такие куртки прекрасно защищают от мороза. Современные эвенки и чукчи, так же как и наши предки из Сунгиря, богато украшают свои кухлянки, в том числе, и нашивая на них бусины.

Кроме кухлянок в эпоху верхнего палеолита в моде были меховые штаны и обувь, которую можно интерпретировать, как ближайшего родственника мокасин. При этом обувка была так же богато украшена бусами.

На головах мужчин были то ли шапочки, то ли кожаные налобники, украшенные клыками животных. А вот девочке надели головной убор, который сейчас мы назвали бы капором или чепцом. Что-то вроде капюшона, так же отделанного бусами и подвесками. Такие меховые шапочки-чепцы до сих пор носят жители полярных областей.

Так что гардероб первобытного человека был не так уж беден. Больше того, мы и до сих пор используем разработки древних модельеров. Мокасины, куртки-аляски, капюшоны – кого сейчас этим удивишь? Единственное, радикально изменился способ изготовления и продажи одежды и обуви. Что и говорить, сегодня даже по интернету можно заказать качественную одежду и обувь. Некоторые сайты даже предлагают конструкторы одежды для пошива под заказ.

В 1991 году палеонтологи в Альпах нашли ледяную мумию. Это были останки первобытного человека, которому дали имя «Эци». Эци проживал 5300 лет назад. Одежда Эци сохранилась в хорошем состоянии. Одежда Эци имела замысловатую форму. Его тело покрывал сплетенный из соломы плащ, а так же кожаный жилет и пояс, на бедрах имелась повязка и башмаки. Рядом с мумией была обнаружена шапка из медвежьей шкуры и кожаный ремень через подбородок. Широкие водонепроницаемые башмаки, скорее всего, нужны были для переходов по снежным холмам. Подошва была создана из медвежьей шкуры, верхняя часть соткана из оленьей кожи, а лыко использовалось в качестве шнурков. Вокруг ног была обвязана мягкая трава, она служила вместо носков. Жилет, пояс, обмотки и набедренная повязка были сделаны из полосок кожи, которые сшивались вместе сухожилиями. На поясе имелся мешочек, в котором хранились полезные вещи: скребок, сверло, кремень, костяные стрелы и сухие грибы, использовавшиеся как трут.

Одежда первобытного человека

С начала эпохи мезолита (десятое—восьмое тысячелетия до н.э.) на Земле начинают меняться климатические условия, и первобытные общины ущут новые источники пропитания и приспосабливаются к новым условиям. В эту эпоху происходит переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству - «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира. В это время зарождается первая одежда.

Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил. О том, какой была одежда в первобытную эпоху, мы можем составить некоторое представление не только по археологическим данным, но и на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в некоторых труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Еще до одежды

Внешность человека всегда являлась одним из способов самовыражения и самосознания, определяющим место индивида в окружающем мире, объектом творчества, формой выражения представлений о прекрасном. Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Об этом свидетельствует тот факт, что раскраска и татуировка распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды.

Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых и должна была наводить ужас на противника в бою. Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном веке: в палеолите людям было известно около 17 красок. Самые основные: белила (мел, известь), черная (древесный уголь, марганцевая руда), охра, которая позволяла получать оттенки от светло-желтого до оранжевого и красного. Раскраска тела и лица была магическим обрядом, часто являлась признаком взрослого мужчины-воина и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени).

Раскраска несла и информационную функцию — сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя. Татуировка (наколотый или вырезанный на коже узор), в отличие от раскраски, была постоянным украшением и также обозначала племенную принадлежность и социальное положение человека, а также могла быть своеобразной летописью индивидуальных достижений в течение жизни.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой, главным образом длинные волосы женщины (поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с непокрытой головой). Все манипуляции с волосами имели магический смысл, так как считалось, что в волосах сосредоточена жизненная сила. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

Таким же древнейшим видом одежды, как и грим, являются украшения, которые первоначально выполняли магическую функцию в виде амулетов и оберегов. Одновременно древние украшения выполняли функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Первобытные украшения изготавливались из самых разнообразных материалов: костей животных и птиц, костей человека (у тех племен, где существовал каннибализм), клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, птичьих клювов, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.

Таким образом, вероятнее всего, символическая и эстетическая функции одежды предшествовали ее практическому назначению — предохранению тела от воздействий внешней среды. Украшения могли нести и информационную функцию, являясь у некоторых народов своеобразными письменами (например, у южноафриканского племени зулу были распространены «говорящие» ожерелья при отсутствии письменности).

Возникновение одежды и моды

Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, тапа - материя из обработанного луба у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки.

С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур — древнейшего материала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов.

Охотники последнего ледникового периода были, вероятно, первыми людьми, носившими одежду.Одежду делали из шкур животных, сшитых вместе полосками кожи. Шкуры животных сперва закрепляли на колышках и выскабливали, затем мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не стягивались при высыхании. Жёсткую сухую кожу после этого размягчали и разрезали, чтобы сделать из нее одежду.

Одежду вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой. Доисторические люди делали булавки и иголки из осколков кости и оленьего рога, которые затем полировали, шлифуя их о камень. Выскобленные шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей.

Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Животные давали шкуру - ткани, сухожилия - нитки и кости - иголки. Одежда, сделанная из шкур животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

Через какое-то время после начала земледелия на Ближнем Востоке из шерсти стали изготовлять ткань. В других частях света для этих целей использовали растительные волокна, как, например, лен, хлопчатник, луб и кактус. Ткань красили и декорировали растительными красителями.

Для получения красителей люди каменного века использовали цветки, стебли, кору и листья многочисленных растений. Цветки дрока красильного и пупавки красильной давали целый спектр цветов - от ярко-желтого до коричневато-зеленого.

Растения вроде индигоноски и вайды давали насыщенный синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха обеспечивали красновато-коричневый цвет. Растения также использовались для выделки шкур: кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

И мужчины и женщины в каменном веке носили украшения. Ожерелья и подвески делались из всевозможных природных материалов - бивня слона или мамонта. Считалось, что ношение ожерелья из костей леопарда давало магическую силу. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, морские ракушки, яичная скорлупа, орехи и семена, бивни мамонтов и моржей, рыбьи кости и птичьи перья - использовалось все. О разнообразии материалов для украшений нам известно по наскальной росписи в пещерах и орнаментам, обнаруженным в захоронениях.

Позже стали также делать бусы - из полудрагоценного янтаря и жадеита, гагата и глины. Бусины нанизывали на тонкие полоски кожи или бечевки, сделанные из растительных волокон. Женщины заплетали волосы в косы и закалывали их гребнями и булавками, нитки ракушек и зубов превращали в красивые украшения для головы. Люди, вероятно, разукрашивали свои тела и подводили глаза красящими веществами, вроде красной охры, делали себе татуировки и пирсинг.

Шкуры, снятые с убитых животных, обрабатывали, как правило, женщины, с помощью специальных скребков, сделанных из камня, костей, раковин. При обработке шкуры сперва соскребали остатки мяса и сухожилий с внутренней поверхности кожи, затем удаляли волосы самыми разными способами, в зависимости от региона. Например, первобытные народы Африки зарывали шкуры в землю вместе с золой и листьями, в Арктике — вымачивали в моче (таким же способом обрабатывали шкуры в Древней Греции и Древнем Риме), затем кожу дубили для придания ей прочности, а также катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности.

Вообще, способов дубления кожи известно немало: с помощью отваров коры дуба и ивы, в России, например, квасовали — вымачивали в кислых хлебных растворах, в Сибири и на Дальнем Востоке в кожу втирали рыбью желчь, мочу, печень и мозг животных. Кочевые скотоводческие народы использовали для этой цели кисломолочные продукты, вареную печень животных, соль, чай. Если с кожи жирового дубления удаляли верхний лицевой слой, то получали замшу.

Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды, но, все-таки, великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. Вероятно, что самым древним способом обработки шерсти было валяние: древние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока.

Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI—V вв. до н.э.). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов).

У тех народов, которые занимались собирательством, а затем стали земледельцами, была известна одежда из специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из коры называется «тапа» и украшается разноцветными узорами с помощью краски, наносимой специальными штампами.

Возникновение ткачества

Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда сопровождалось и выделением ремесел. В земледельческих и скотоводческих племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды из тканей и кож (в частности, иглы из костей рыб и животных или металла).

Научившись в эпоху неолита искусству прядения и ткачества, человек первоначально использовал волокна дикорастущих растений, но происшедший переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка). Из них сначала плели корзины, навесы, сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей, лубяных волокон или меховых полосок превратилось в ткачество. Для ткачества требовалась длинная, тонкая и равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон.

В эпоху неолита появилось великое изобретение — веретено (принцип его действия — скручивание волокон — сохраняется и в современных прядильных машинах). Прядение было занятием женщин, которые занимались и изготовлением одежды, поэтому у многих народов веретено было символом женщины и ее роли хозяйки дома.

Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка. В древности было известно три вида примитивных ткацких станков:

1. Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков).

2. Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян).

3. Станок с вращающимися валами-навоями.

Ткани изготавливали из бананового луба, волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка — в зависимости от региона, климата и традиций.

В первобытных общинах и обществах Древнего Востока существовало строгое и рациональное распределение труда между мужчинами и женщинами. Изготовлением одежды, как правило, занимались женщины: они пряли нити, ткали ткани, сшивали кожи и шкуры, украшали одежду вышивкой, аппликацией, рисунками, нанесенными с помощью штампов и т.д.

Виды одежды первобытного человека

Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь — сандалии, или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежда обычно была приспособлена к условиям географической среды и в разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая).

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы.

Формы одежды тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип одежды, удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества различия общественного и семейного положения усиливали влияние на одежду. Начали отличаться одежды мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и другие одежды. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды, уже на ранних этапах истории одежда отражает этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшем - и общенациональные.

В статье использованы материалы сайта www.Costumehistory.ru

Оценить материал: